На руку Путину: как от блокировки Суэцкого канала выиграла Россия

Когда судоходство через Суэцкий канал остановилось, Россия предложила миру собственный торговый путь к северу от Сибири
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 1 апр — Sputnik. Инцидент с севшим на мель поперек Суэцкого канала гигантским судном Evergiven показал, насколько уязвимы глобальные торговые пути, пишет шведская газета Dagens Nyheter.
Согласно подсчетам экспертов, каждые сутки из-за остановки судоходства по Суэцкому каналу "улетали в трубу" 10 миллиардов долларов. Предварительная сумма потерь от коллапса оценивается в миллиард долларов.
Но, как ни странно, некоторые страны даже извлекли выгоду из "малого Суэцкого кризиса". Например, Россия.
Пока 500 тысяч кубометров сжиженного природного газа из Катара стояли мертвым грузом в заблокированном судоходном канале, российское топливо беспрепятственно продолжало поступать в Европу, в том числе по трубопроводу "Северный поток" через Балтийское море.
Политики и эксперты сразу обратили внимание на надежность российских поставок по сравнению с теми, что проходят по Суэцкому каналу.
Ожидания и реальность: российско-китайское сотрудничество в Арктике
Но в первую очередь после блокировки судоходного канала Россия буквально разрекламировала собственный торговый путь. Этот маршрут тянется к северу из Сибири, и по мере таяния льдов с каждым годом судоходный сезон становится все длительнее.
Северный морской путь является одним из самых престижных проектов президента России Владимира Путина, и Москва вкладывает огромные деньги в строительство ледоколов и усовершенствование инфраструктуры вдоль северного побережья.
По словам посла по особым поручениям и ответственного за сотрудничество в Арктике Николая Корчунова, в мире нет альтернативы Северному морскому пути.
Жители России постоянно говорят, что благодаря Северному морскому пути из Шанхая до Роттердама можно добраться вдвое быстрее. А эксперты обращают внимание на экологичность, поскольку на этом маршруте тратится меньше топлива, а значит, снижаются объемы выхлопов. Власти даже намерены в ближайшие 10 лет сделать путь доступным в течение всего года.

Ледяной торговый путь России

Северный морской путь пролегает от Берингова пролива на востоке до побережья Норвегии на западе. Первым его преодолел финско-шведский первооткрыватель Адольф Эрик Нурденшёльд в 1878-1879 годах на парусном судне "Вега".
США хотят лишить Россию Северного морского пути
Из-за глобального потепления ледовый покров в Арктике уменьшается, сейчас этот российский маршрут судоходен примерно пять месяцев в году. В последние годы трафик на Северном морском пути стал гораздо интенсивнее: в 2017-м по маршруту перевезли 10,7 миллиона тонн груза, а в 2020-м - уже 33 миллиона тонн.
Однако это все равно гораздо меньше, чем проходит по Суэцкому каналу, - он пропускает по 3 миллиона тонн в сутки.
Россия, однако, намерена в ближайшие 10 лет сделать Северный морской путь судоходным круглый год. Это может стать реальностью из-за активного строительства РФ атомных ледоколов и ускоряющегося глобального потепления, из-за которого ледовый покров ежегодно становится все меньше.