ДУШАНБЕ, 14 апр — Sputnik. Джозеф Байден наблюдал за парадом президентов, которые ставили перед Соединенными Штатами масштабные цели за границей, но только для того, чтобы увязнуть в давних, медленно нарастающих проблемах. Теперь, когда он сам получил эту работу, Байден полон решимости избежать той же участи, пишет The Washington Post.
Журналисты считают, что обещание положить конец войне в Афганистане - лучший тому пример. Но не все так просто.
Байден рассматривает войну против "Талибана"* как препятствие к работе с более серьезными угрозами, такими как Китай, изменение климата, пандемия коронавируса, и даже угрозой терроризма, которая значительно видоизменилась за два десятилетия, прошедшие после атак, которые привели к войне в Афганистане. Он также сосредоточен на угрозах со стороны России и падении влияния США за рубежом.
В скором времени Байден изложит планы по выводу всех сил США из Афганистана к 11 сентября, в годовщину 20-летия атак "Аль-Каиды"** на Соединенные Штаты. Объявление соответствует предвыборному обещанию о прекращении самой продолжительной войны страны.
"Президент был последовательным в своем мнении о том, что у Афганистана нет военного решения, что мы были там слишком долго".
Псаки добавила, что Байден также считает, что США нужно сосредоточить ресурсы в борьбе с угрозами, с которыми страна сталкивается сегодня, через 20 лет - почти 20 лет - после начала войны с международным терроризмом.
О намерениях президента США свидетельствует то, что он готовится к работе с другими сферами, требующими внимания всего мира: Байден уже провел встречу с премьер-министром Японии Ёсихиде Суга, созвонился с президентом России Владимиром Путиным, а также пригласил лидеров России и Китая принять участие в в Климатическом саммите, который назначен на конец апреля.
Три президента пытались и не смогли выбраться из войны в Афганистане. И Байден был на посту вице-президента, когда один из них, Барак Обама, вместо прекращения боевых действий лишь значительно расширил масштабы конфликта.
Байден выступал против плана Пентагона начать наращивание сил в 2009 году, в первый год правления администрации Обамы, и лишь подтвердил свои подозрения по мере разворачивания конфликта.
Теперь у Байдена есть шанс действовать в соответствии со своими давними взглядами, и он приступил к их реализации менее чем через три месяца после инаугурации.
"Президент глубоко убежден, что в борьбе с угрозами и вызовами 2021 года - в отличие от угроз 2001 года - мы должны сосредоточить нашу энергию, наши ресурсы, наш персонал, время нашей внешней политики и руководства национальной безопасности на проблемах, которые являются наиболее острыми для Соединенных Штатов. Для этого нам необходимо закрыть книгу о 20-летнем конфликте в Афганистане и двигаться вперед", - заявил во вторник высокопоставленный чиновник администрации Байдена.
Та же теория применима к усилиям Байдена по ситуации с Ближним Востоком. Он дистанцировался от лидеров как Израиля, так и Саудовской Аравии и не предпринял никаких шагов для начала мирных переговоров между Израилем и палестинцами - в отличие от многих его предшественников, которые вступили в должность, решив стать президентом, который принесет мир на Ближний Восток.
Байден, в отличие от большинства президентов США, пришел в Белый дом с многолетним опытом наблюдения за успехами и неудачами других, и он ясно дал понять, что пытается извлечь уроки из их опыта, пишет The Washington Post.
В случае с Афганистаном Байден преследует цель, которую он фактически разделяет с предыдущим президентом США Дональдом Трампом: прекращение военного присутствия США в Афганистане к определенной дате. Хотя Трампу не удалось вывести все свои силы, он установил крайний срок 1 мая, который сейчас использует Байден, отдалив его на месяцы.
Байден обычно не любит, когда его сравнивают с Трампом, но тем не менее представители Демократической партии США в частном порядке признают, что именно Трамп начал процесс, который сейчас завершает Байден.
Президент США также пытается подтвердить давнее мнение о том, что американские военные в Афганистане часто сражались не с тем врагом - внутренними афганскими повстанцами "Талибана"*, а не с террористами иностранного происхождения, на которых первоначально была направлена операция.
Байден рассматривал вопрос вывода войск из Афганистана еще в феврале. Но он пришел к выводу, что каждый раз, когда Соединенные Штаты делают хоть что-то в Афганистане, это приводит к тому, что они остаются вовлеченными во внутренний конфликт в чужой стране.
Некоторые республиканцы, включая лидера меньшинства в Сенате Митча МакКоннелла, обвинили Байдена в предательстве избранного афганского правительства и в создании угрозы интересам безопасности США.
Сенатор Линдси О. Грэм назвал план вывода войск "катастрофой в процессе становления". Даже несмотря на то, что Грэм был сильным союзником Трампа, он выступил категорически против плана Трампа по уходу из Афганистана.
"Полный вывод войск из Афганистана глупее некуда и чертовски опасен. Президент Байден, по сути, отменит страховой полис на случай еще одного 11 сентября".
"Словами нельзя выразить, насколько это важно для солдат и семей военнослужащих, которые выдержали развертывание, которому конца не было видно в течение двух десятилетий", - заявил глава общества ветеранов США VoteVets Джон Солц.
А сенатор Крис Мерфи едко заявил, что "сторонники бесконечной войны вот уже 15 лет говорят, что талибы сдадутся, если мы просто останемся в Афганистане еще немного, и тогда афганское правительство примет меры". Политик добавил, что они "будут говорить это в течение следующих 15 лет, если мы оставим там наши войска на неопределенный срок".
А Энтони Кордесман, аналитик по безопасности из Центра стратегических и международных исследований, написал во вторник, что уход США принесет "серьезные стратегические выгоды" при относительно низком риске.
* Радикальное движение, запрещенное в России и Таджикистане.
** Террористическая организация, запрещенная в России и Таджикистане.
** Террористическая организация, запрещенная в России и Таджикистане.