ДУШАНБЕ, 1 мая — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. В январе 2021 года Министерство труда, миграции и социальной занятости населения Таджикистана и благотворительная организация "Милосердие" вместе запустили мобильное приложение "Путеводитель мигрантов".
В программе - законы, полезные советы и актуальные контакты государственных учреждений. Sputnik Таджикистан узнал, как работает приложение и реально ли оно может помочь. Как выяснилось, у таджиков разное отношение к мобильной новинке.
Чем полезно приложение для мигрантов?
В мобильном приложении "Путеводитель мигрантов" есть, прежде всего, правовая информация для граждан Таджикистана, приезжающих в Россию на заработки.
Это законы о правилах въезда в РФ, о правилах пребывания на территории страны, оформлении патента и разрешения на временное проживание, о миграционном учете, страховке, трудоустройстве. Также в приложении опубликованы актуальные телефоны и адреса миграционных служб, консульств Таджикистана в разных городах и другие полезные контакты.
Главный плюс мобильного приложения – его легко скачать на сотовый телефон. Не надо носить с собой законы в виде любых бумажных носителей, которые легко можно потерять или забыть дома: программа содержит всю важную информацию в электронном виде и не занимает места. К тому же авторы проекта следят за изменениями в миграционных правилах и оперативно их обновляют. То есть, открывая приложение, человек видит миграционные законы, которые действуют именно сейчас.
Незнание закона – главный козырь мошенников
Мигранты из Таджикистана и других стран часто становятся жертвами обмана. Приезжая в чужую страну, они рискуют попасть к недобросовестному работодателю, заплатить за фальшивые документы вместо реальных, невольно нарушить местные законы. Причина большинства этих проблем – отсутствие информации в свободном доступе.
Изучая мнение людей о приложении "Путеводитель мигрантов", мы узнали истории нескольких уроженцев Таджикистана, которые произошли с ними как раз из-за незнания российских законов. По просьбе комментаторов рассказы Sputnik Таджикистан публикует под вымышленными именами.
Бахтиер приехал в Москву из Худжанда в январе прошлого года. Земляк пригласил его в свою бригаду строителем: им предстояло делать ремонт в нескольких домах по частным заказам. Сразу после прилета Бахтиер подал документы на РВП и трудовой патент, вскоре их получив.
"Я окунулся в работу, мы отремонтировали несколько домов, нам все вовремя платили. Но примерно год назад я получил грустное известие из дома: мой дядя серьезно заболел. Я чувствовал, что очень нужен своей семье, и решил оставить рабочие проекты. Тем более обстановка в городе уже указывала на грядущий карантин и закрытие границ. Поэтому я решил срочно улететь на родину, пока не поздно. Купил билет до Худжанда и предупредил прораба", - поделился мигрант.
Прораба внезапный отъезд разозлил, потому что в бригаде останется меньше человек и работа пойдет медленнее. Несмотря на уважительную причину, "главный" решил недоплатить деньги за отработанные смены в феврале и марте.
"Он сказал, что если я до отъезда пойду жаловаться в полицию, то он обозначит в моем патенте прогулы, из-за которых меня якобы не выпустят из России. Я поверил, что такое правило есть, и испугался. Не обратился в полицию, хотя у меня были основания и свидетели (пара других рабочих из бригады готовы были подтвердить мои слова, ибо тоже имели финансовые претензии). Я даже не попробовал решить вопрос через главного начальника стройки, хотя у нас был его телефон", - посетовал таджикистанец.
Прораб запугал работника "новыми карантинными правилами", которых тогда вообще не было, что якобы мигранта "не пустят в Таджикистан за прогулы в патенте".
"Я поверил. Мы ведь работали в частном загородном поселке, негде было проконсультироваться о законах, пандемийных ограничениях. Да и коллеги из бригады мало что знали. В итоге я улетел домой с мизерной суммой. Но главное – вернулся до закрытия границ и провел время в кругу родных. К счастью, летом мой дядя выздоровел", – рассказал Бахтиер.
Только рассказав знакомому юристу в Худжанде историю своих отношений с московским прорабом, он понял, что его просто обвели вокруг пальца.
"Я сам виноват – надо знать свои права и обязанности, следить за правилами пребывания в чужой стране. Тогда бы я понимал, за что действительно могут наказать и не выпустить на родину. А так, плохой человек сыграл на моей безграмотности и явно присвоил деньги, которые получил на меня от начальника и не заплатил", – поделился мигрант.
Билеты на несуществующий рейс
Нигина и Фаррух Калоновы часто приезжают в Россию на несколько месяцев, чтобы заработать. Они почти всегда берут в поездки своих детей, чтобы семья была вместе. Фаррух работает слесарем, а Нигина – няней, совмещая присмотр за своими и чужими детьми.
Когда весной 2020-го Россия закрыла границы, Калоновы стали думать, как уехать домой. Должность слесаря в фирме, где работал Фаррух, сократили, частных заказов стало очень мало. У родителей детей, которых нянчила Нигина, резко упали доходы, и почти все отказались от ее услуг на ближайшее время. В общем, надо было срочно ехать на родину. Но как, если границы закрываются и билеты снимают с продажи?
Нигина случайно увидела листовку с объявлением от авиакомпании, которая выкупила билеты на несколько последних рейсов в Таджикистан, и они еще есть в продаже. Калоновы срочно пошли по адресу, указанному в листовке.
"Офис оказался расположен во дворе жилого дома. Мы не сразу поняли, где он, потому что не было вывесок. Позвонили на номер, указанный в листовке, и через пару минут из полуподвального помещения вышел молодой человек. Он вежливо поздоровался и пригласил внутрь. Секретную обстановку объяснил тем, что из-за карантина фирма не может работать в открытую, поэтому вся команда запирается в офисе и принимает клиентов негласно", - рассказала женщина.
Казалось бы, уже расположение "офиса" должно настораживать, но у аферистов на все были доводы, которые могли приглушить подозрения нервничающих мигрантов.
"В помещении сидело несколько работников, у каждого стол и оргтехника. Сотрудники "фирмы" любезно объяснили нам с мужем, что рады помочь с возвращением на родину: "выкупили последние билеты по нескольким направлениям, рейс будет через пару дней". Мы заплатили большую сумму, и работники кассы тут же распечатали нам 4 билета до Исфары. Там стояли дата, название авиакомпании, номер рейса, наши паспортные данные и вообще все, что обычно есть в таком билете. Были логотипы и печати – все как положено", – поделилась Нигина.
В день вылета Калоновы дружно собрали вещи и прибыли в аэропорт, указанный в билете. Рейсы действительно еще были, но только семья не смогла найти свой в табло. Фаррух подошел к стойке информации, предъявил паспорт и билеты, и вдруг выяснилось: они липовые. Никакого рейса в Исфару не было!
"Мы долго не могли поверить сотруднице аэропорта, которая что-то набирала на компьютере, искала в базах и советовалась с коллегами. Она все проверила, и оказалось, что "электронные билеты" нам просто нарисовали. То есть у мошенников есть готовый макет с мнимыми логотипами и печатями, сделанными в фотопрограммах. Когда люди приходят за покупкой, "работники" набирают в файле нужные даты и города, ставят паспортные данные клиента и распечатывают на принтере этот билет, который не имеет никакой силы. А деньги берут даже дороже, чем за настоящий", - поделилась воспоминаниями уроженка Таджикистана.
Таджичка добавила, что мошенники воспользовались всеобщей паникой накануне карантина и отсутствием билетов в настоящих кассах.
Нигина рассказала, что когда муж со знакомым отправился в офис разбираться, помещение уже было опечатано, а оба телефона, указанные в листовке, – "вне зоны обслуживания".
"Мы отдали почти все сбережения мошенникам, а через неделю соседи посоветовали обратиться в консульство. Там мы узнали, что есть вывозные рейсы в Таджикистан, и они легальны", - рассказала женщина.
Таджикская семья встала в очередь на вывозные рейсы, и в конце апреля Нигина с детьми улетела в Исфару. Муж остался в России, выполняя редкие частные заказы.
"К счастью, добрые земляки позволили нам разделить с ними жилье в тот ужасный период, а я в благодарность помогала ухаживать за их детьми и пожилыми родителями. Если бы мы сразу узнали о вывозных рейсах и обратились в консульство, не потеряли бы так глупо свои деньги. Но увы, у нас было мало информации", – поделилась уроженка Таджикистана.
Научить может только жизненный опыт
Недаром говорят: кто владеет информацией, тот владеет миром. Сотни трудовых мигрантов из Таджикистана и других стран становятся жертвами обмана. Бахтиер и супруги Калоновы – лишь одни из множества пострадавших.
Преступники изобретают такие способы, о которых сразу и не догадаешься. На чужбине без знания правил особенно трудно. Но даже если ты знаешь основные законы, важно следить за всеми обновлениями и иметь контакты госучреждений, в которые можно обратиться за легальной помощью. Такие проекты, как "Путеводитель мигрантов", явно помогут быть в курсе ситуации.
Впрочем, некоторые таджикские мигранты скептически относятся к новому приложению. Они считают, что в Центральной Азии культура пользования цифровыми технологиями еще не очень развита.
"Большинство людей не привыкли к мобильным новинкам – особенно жители отдаленных сел. Люди лучше воспринимают бумажные листовки и буклеты. А еще чаще спрашивают совета у соседей, земляков из диаспоры. За решением проблемы мигрант скорее обратится за помощью к начальнику или посреднику-земляку, чем будет искать статью закона или пойдет на прием в родное консульство. А мошенники как раз умело манипулируют чужой наивностью", – поделился мигрант из Таджикистана Акобир.
На соцсетях все и заканчивается: мнение эксперта
Прокомментировал запуск приложения для иностранцев для Sputnik Таджикистан глава Федерации мигрантов России Вадим Коженов. Он отметил, что в таких инициативах слишком много "подводных камней".
"Как по мне, мигранты не пользуются такими приложениями. В России было много таких проектов, выделялись средства из фонда президентских грантов и в итоге, что называется, самолеты все равно не взлетели", - отметил эксперт.
Глава ФМР добавил, что такие приложения для мигрантов хоть и теоретически полезны, но на практике не работают.
"На мой взгляд, если там госфинансирование – то задача заработать денег, а если инициатива частная – то мне жаль инвестора, который будет в это вкладываться", - сказал Коженов.
Эксперт добавил, что дело вовсе не в том, что большинство мигрантов пользуются кнопочными телефонами – это большое заблуждение, у 86% рабочих - смартфоны.
"Другое дело, что если человек ходит со смартфоном, особенно если это человек в возрасте, ему внуки установили мессенджеры, объяснили, как им звонить – и на этом вся функция "смарт" заканчивается", - заметил глава ФМР.
Назвал Коженов и самую большую проблему приложений для мигрантов.
"Я не думаю, что мигранты будут активно скачивать отдельное приложение. Тем более что запустить его и зарегистрировать в каталогах несложно, а вот поддерживать функционал, сделать удобным – большая проблема. Законы и положения регулярно меняются, значит, сервис приложения разработчикам придется постоянно обновлять, поддерживать актуальность. Главная проблема подобных проектов именно в этом", - заключил Коженов.