ДУШАНБЕ, 12 авг — Sputnik, Фахриддин Холбек. Офицер командования Министерства обороны Афганистана в Кундузе Амрулла Умари сообщил Sputnik Таджикистан, что около тысячи правительственных солдат и гражданских лиц бежали в районы Пархар и Варсадж провинции Тахар после падения города.
"Первым решением было разгромить талибов в Шерхан-Бандаре и отступить в Таджикистан, так как расстояние от Кундуза до границы страны составляет всего 25 километров. Но из Кабула нам приказали ехать в Пархар и Варсадж. По дороге мы подавили силы талибов и заняли эти деревни", - рассказал Омари.
Пархар и Варсадж - районы, граничащие с провинцией Панджшер, которая была оккупирована талибами 5 июля без сопротивления.
Между тем, согласно данным источников Sputnik Таджикистан, в ночь с 10 на 11 августа защитники в Файзабаде, столице провинции Бадахшан, также прорвали линию талибов в западной части города в районе Кишм и отступили в вышеуказанный регион.
Силы обороны в Пули-Хумри, столице провинции Баглан, также отступили 10 августа в Андараб, еще один район, граничащий с Панджшером.
Численность этих военнослужащих, по данным Sputnik Таджикистан, оценивается в более чем 3 тысячи человек, большинство из которых - военные. Однако эти силы смогли забрать с собой небольшое количество военной техники и вооружения, включая танки, артиллерию и другое стрелковое оружие.
Ключевой регион
Отвод войск к границе с Панджшером можно рассматривать как часть плана военного командования в Афганистане, поскольку эти солдаты, офицеры и ополченцы, которые неустанно борются с талибами на протяжении месяца, находятся в географической безопасности и объединены под одним командованием. Эта возможность дает им отдохнуть и подготовиться к будущим операциям.
На данный момент талибы захватили девять афганских провинций и контролируют большинство районов из 23 других.
Но Панджшер - единственная провинция в Афганистане, где ни один из семи уездов не перешел к талибам.
Панджшерская долина ограничена на западе правительственной провинцией Парван. Нуристан, провинция, граничащая с ущельем на юге, находится под контролем талибов, но имеет очень удобное географическое положение, которое мешает нападению. Основная угроза ущелью с севера сохраняется, но оборона усиливается отступающими войсками из других провинций.
Это второй раз в истории 40-летней войны Афганистана, когда такая миссия выпадает на Панджшер, что делает его основным и вероятным оплотом против "Талибана"* и его региональных и международных сторонников.
В сентябре 1996 года, после захвата Кабула талибами, правительственные силы Афганистана и его президент Бурхануддин Раббани укрылись в Панджшерском ущелье. Хотя сторонники "Талибана"* официально заявили о полном контроле над Афганистаном, в 100-километровом ущелье возникли силы сопротивления, не позволяющие группировке достичь своей конечной цели - господства над всей страной.
Нельзя войти в одну реку дважды
Но на этот раз ситуация иная. Если в 1996-м Панджшер, Бадахшан и части провинций Тахар и Парван были под контролем антиталибских сил, то сейчас эти регионы в значительной степени находятся во власти талибов.
С другой стороны, талибы не хотят повторять свою историческую ошибку - падение Кабула и осаду ворот Панджшера. Видимо, они хотят сначала свергнуть Панджшер, а потом пойти на Кабул.
Пресс-секретарь "Талибана"* Забихулла Муджахид подтвердил, что организация не интересуется Кабулом, но не стал вдаваться в подробности.
Но наиболее важным фактором является отсутствие единого антиталибского командования, которое возглавлял Ахмад Шах Масуд, министр обороны Раббани в 1990-е годы.
Действующий главнокомандующий афганскими вооруженными силами - президент Ашраф Гани Ахмадзай, который кровно заинтересован в сохранении своей власти и республиканской системы в Афганистане. Однако пока он не добился успеха, потеряв полноценную правительственную армию и передав военное оборудование талибам.
Возможно, поэтому некоторые генералы в правительстве Гани считают его союзником талибов.
Стратегически важный каньон
Между тем, согласно сообщениям разведки, Кабул, Парван, другие правительственные силы и народные восстания также ищут убежища в Панджшере.
Генерал Вадуд Хан, бывший командующий спецназом Ахмад Шаха Масуда, имевший опыт борьбы против Советского Союза и сопротивления талибам, сказал Sputnik Таджикистан, что история показала: последние 40 лет войны в Афганистане были отмечены стратегическим Панджшерским ущельем.
"Панджшер - ключ к Афганистану. Кто бы ни взял это ущелье, тот найдет себе место в Афганистане. Талибы осознают этот факт, поэтому сужают круг вокруг него. В правительстве не сотрудничают с силами сопротивления в Панджшере, очевидно, желая наконец сдать долину. Но есть также фигуры, которые направляют сосредоточение сил в ущелье, чтобы создать великую силу для борьбы с "Талибаном"* и спасти Афганистан", - заметил бывший военный.
Как стало известно Sputnik Таджикистан, лидеры сопротивления в Панджшере также готовятся к большой войне против талибов. Например, сейчас в ущелье около 20 военных баз, тогда как в предыдущих боях с талибами их было всего восемь.
В этой истории не хватает единственного лидера сопротивления, такого как покойный Ахмад Шах Масуд, который, вероятно, проявит себя и войдет в политику в будущих битвах в этом ущелье.
* Террористическая организация, запрещенная в России и Таджикистане.