ДУШАНБЕ, 15 сен — Sputnik, Шер Алиев. Помните детский стишок из старой советской комедии: "У верблюда два горба, потому что жизнь - борьба"? Тысячи студентов из Таджикистана, обучающиеся в России, к началу нынешнего учебного года почувствовали на себе справедливость этих слов.
Строгие ограничения на въезд иностранцев в РФ, подогреваемые известиями об очередном особо зловредном штамме коронавируса, поставили под сомнение саму возможность вернуться в альма-матер. Многочисленные просьбы к российским чиновникам как-то повлиять на решение данной проблемы либо не имели влияния, либо помогали лишь на региональном уровне и касались отдельных вузов.
И вот в конце августа пришла благая весть: Минобрнауки РФ все-таки добился и разрешил иностранцам въезд в страну для продолжения учебы в очном формате. Для студентов специально предусмотрели возможность привиться от коронавируса.
Однако ликование счастливых родителей, радеющих за качественное образование своих чад, было недолгим - стоило только ознакомиться с прейскурантом на авиабилеты из Таджикистана в Россию. Цены в августе, даже несмотря на запуск новых рейсов, варьировались от 600 долларов в официальных кассах до 1000 "вечнозеленых" у перекупщиков.
"Наша совместная с мужем зарплата составляет порядка 400 долларов в месяц, таких расходов на билеты семейный бюджет не вынесет. Взяли бы кредит, но как его потом выплачивать? При этом детям на чужбине надо питаться, приодеться к зиме, да мало ли сколько еще дополнительных расходов, где взять на все это денег?" - возмущается душанбинка Равшаной Махкамова.
К чести ректоратов многих российских вузов, половину, а иногда и полную стоимость билетов они взяли на себя.
А вот местные авиавласти, увы, не пошли навстречу молодому поколению. Все, на что они сподобились накануне учебного года, - это пообещать снижение тарифов на воздушное сообщение после открытия регулярных рейсов.
И вот в начале сентября стали появляться сообщения о том, что та или иная авиакомпания объявила об увеличении количества полетов из России в Таджикистан и обратно. Так, "Уральские авиалинии" открыли рейсы в Душанбе, Худжанд и Куляб из Калуги, города, расположенного в трех часах езды от Москвы, - отличный вариант для тех, кто не смог купить билет на борт в российскую столицу.
Те же "Уральские авиалинии" недавно объявили о 40%-ном снижении цен на билеты, а "ЮТэйр" и S7 Airlines - о скидках. Но стоимость билетов почему-то изменилась только у российских компаний и то не во всех городах.
Например, в Согдийской области тарифы упали на 40-50% по сравнению с ценами трехмесячной давности.
"Северяне издавна славились своей коммерческой жилкой, и увидев, что солидный денежный поток проходит мимо них, снизили тарифы на обслуживание российских самолетов в аэропорту Худжанда вместе с ценами на авиационный керосин. А в Душанбе все осталось на том же уровне, потому и билеты дешевле не становятся", - поделился на условиях анонимности один из менеджеров столичного аэропорта.
И до недавнего времени самый удобный маршрут из Душанбе в Москву пролегал через Ташкент или Самарканд, если речь шла о приграничных регионах. Хотя и на этом пути есть целый ряд неудобств - транспортные расходы на поездку в Узбекистан, многочасовые очереди на КПП, оплата посредникам и вишенка на торте - обязательный ПЦР-тест на узбекской границе ценой в 120-150 сомони, даже при наличии такового, полученного в Таджикистане. И все равно траты обходятся в районе 400-500 долларов, значительно дешевле, чем лететь из Душанбе.
Таджикские коммерсанты от авиации обосновывают высокие тарифы на билеты тем, что самолеты летят из России практически пустыми, вот и приходится возмещать убытки за счет повышения цен на обратную дорогу. Однако статистика свидетельствует, что они немного лукавят. Ведь за 6 месяцев с начала текущего года местные авиакомпании заработали на 215 миллионов сомони больше, чем за аналогичный период предыдущего.
"Руководство нашего Министерства образования договорилось с Россией о квотах на обучение и на этом умыло руки, предоставив родителям студентов самим выкручиваться из положения. Но при этом не забыли оговорить сроки обязательной отработки в Таджикистане после получения диплома. На каком основании, хотелось бы знать?" - спрашивает житель Худжанда Гулом Миралиев.
Помимо этической обоснованности взваливания на выпускников обязательств по возвращению на родину, существует еще и банальная логика. Многие из наших студентов получают в России специальности, которые еще долго не будут востребованы в современном Таджикистане. Получается, что новоиспеченные обладатели высшего образования вернутся домой, чтобы пополнить армию безработных.
"Правительству Таджикистана надо задать себе один вопрос - нужны ли республике специалисты, получившие одно из лучших образований в мире? Если да, то следует в кратчайшие сроки принять комплекс реально действующих мер по облегчению финансового бремени, возложенного сейчас на плечи их родителей. Если нет, то признать, что у властей нет права требовать возвращения выпускников вузов домой для отработки. Уверен, что в России им быстро найдут применение", - говорит общественный активист Раджаб Ализода.
Хотелось бы верить, что совет примут во внимание, хотя надежда на это, откровенно говоря, мала. На данный момент предпочтение отдано старому правилу Дикого Запада: "Проблемы индейцев шерифа не волнуют". А будущие бакалавры и магистры вынуждены следовать лозунгу "чемодан - авто - Ташкент - Россия".