Афганистан и Таджикистан: новости на границе

Когда хвост виляет собакой: почему Душанбе не спешит договариваться с талибами

Пока союзники Таджикистана с тревогой следят за событиями на границе, в Душанбе предпочитают не спешить и наблюдать за афганской драмой с безопасного расстояния под защитой армии
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 4 окт — Sputnik. Минувшая неделя прошла в Таджикистане под знаком тревожных афганских новостей, причем от главного партнера по ОДКБ – России.
В четверг, 30 сентября, замглавы департамента информации и печати МИД РФ Алексей Зайцев заявил, что Кремль встревожен сообщениями о стягивании войск обеих сторон к таджикско-афганской границе.
"С обеспокоенностью наблюдаем за нарастанием напряженности в афганско-таджикских отношениях на фоне обоюдных резких заявлений лидеров двух стран. Призываем Душанбе и Кабул к поиску взаимоприемлемых вариантов урегулирования сложившейся ситуации", - отметили в дипведомстве.
В Душанбе отреагировали оперативно - сообщили, что никаких перемещений талибов на границе в последние два дня замечено не было, обстановка стабильная. Однако подтвердили - все силовые и правоохранительные структуры нашей страны приведены в состояние повышенной боевой готовности.
Су-57 и танки "Армата" поступят на вооружение ЦВО: их отправят в Таджикистан?
Собственно, готовность отдельных подразделений проверяет лично президент - за время рабочей поездки Рахмона в ГБАО он дважды принимал военный парад, подчеркнув тем самым готовность отражать угрозу от неспокойного соседа. Всего таких шествий в стране провели пять за три месяца.
Неожиданной была реакция "Талибана"* - террористы стали отрицать все сообщения о стягивании сил к таджикской границе, хотя буквально неделю назад заявили о переброске бойцов своего спецназа на таджикскую границу.
"Десятки тысяч спецназовцев Исламского Эмирата (самоназвание политической системы талибов - ред.) были развернуты в Тахаре", - утверждали боевики в своем аккаунте в Twitter.
Посольство страны, которой нет: как афганская дипмиссия ведет борьбу с талибами
Однако подобное разночтение одних и тех же событий со стороны Москвы, Душанбе и верхушки "Талибана"* на самом деле не несет в себе никаких противоречий, считает глава центра изучения афганской политики Андрей Серенко.
"Российский МИД абсолютно прав, заявляя о подготовке войск. Возможность скопления значительных сил боевиков однозначно сохраняется, и это вызвало законное недоумение не только у Душанбе, но и у Москвы, что и понятно - Кремль должно было насторожить накопление сил потенциальным противником на границе у союзника по ОДКБ", - подчеркнул он.
С другой стороны, Душанбе держит порох сухим и с лета постоянно присутствует на международных военных учениях, готовясь к любым провокациям. Так что переброска сил и в самом деле не стала для Таджикистана большим сюрпризом. Любопытно, что по-своему правы и талибы, правда, в очень лицемерной манере.
"Насколько мне известно, боевики туда перебрасывались, но не в таких масштабах, как изначально сообщалось, то есть не тысячами, может, несколько сотен. И точно там нет никакого спецназа. Обычные бандиты. Но когда это приобрело широкую огласку, их стали не то чтобы отзывать - просто рассеивать по всей протяженности границы", - подчеркивает Серенко.
Афганистан и Таджикистан: новости на границе
"Спецотряды" талибов: кого на самом деле боевики бросили к границе Таджикистана
То есть когда представители экстремистов заявляют, что конкретно на прошлой неделе никакие дополнительные силы они не посылали, то формально они не врут. Возможно, рассредоточить силы "Талибан"* заставило как раз беспокойство российских властей - усиление талибов, недавно отрицавших любые обвинения в экспорте джихада по Центральной Азии, могло быть оценено Москвой как вызов и попыткой нарушить более-менее устойчивый статус кво.
Рядом с посольством РФ в Кабуле ликвидированы террористы ИГИЛ*
Куда опаснее для членов ОДКБ и стран региона то, что катарский офис "Талибана"*, его политическое представительство, не всегда способно контролировать происходящее "на земле", точнее, полевых командиров. Пример тому - история последних дней, когда несколько руководителей отрядов заговорили о необходимости джихада в Пакистан, где правительство и генералитет, казалось бы, и является "старшим братом" афганских боевиков.
Более того, в риторике местных талибов начинает усиливаться негативное отношение рядовых боевиков афганского к Пакистану. Мол, неплохо бы распространить "исламскую систему" еще и на Пакистан, который в подобном контексте объявляется страной неверных.
Пока это только отдельные политические эпизоды. Посмотрим, превратятся ли они в тенденцию и не станет ли Исламабад заложником агрессивной риторики собственных "протеже". В любом случае с точки зрения Душанбе текущая принципиальная позиция по "талибскому вопросу" выглядит очень разумной: какой смысл договариваться с собакой, которой виляет собственный хвост?
* террористическая организация, запрещена в России и в Таджикистане.