ДУШАНБЕ, 18 ноя — Sputnik, Алексей Юсупов. Как и в прошлые годы, на первых позициях рейтинга "плохишей" оказались структуры, на 100% находящиеся в государственной собственности.
Однако в общем исчислении план сбора налогов в казну выполнен и даже перевыполнен на 0,7%, уверяет фискальное ведомство. За счет каких предприятий это достигнуто - не уточняют, но нетрудно догадаться, что частой гребенкой налоговики прошлись по мелкому и среднему бизнесу. Государственные компании в республике нередко пользуются статусом неприкасаемых.
"Таджиктелеком". Главное не связь, а связи?
Возглавляет список должников национальный интернет-провайдер, фактически имеющий монополию на доступ во Всемирную сеть. Он недоплатил в бюджет 86 миллионов сомони (7,6 миллиона долларов). Структурное подразделение Службы связи возглавляет небезызвестный в стране Бег Сабур, который, кстати, является сватом президента Таджикистана.
Бега Сабура часто критикуют в обществе за то, что он не проявляет должного служебного рвения на посту главы ведомства, сосредоточившись на частном бизнесе - строительстве. Компания "Комил-2010", возглавляемая сыном главсвязиста Сиявушом Зухуровым, активно возводит объекты в Душанбе и Кулябе.
Но и в этой сфере не все гладко. Как выяснилось в феврале текущего года, в построенных зданиях выявлены недостатки. Тем не менее лицензию у компании не отобрали, просто указали на упущения и обязали их ликвидировать. Официальная причина такого решения - предназначение застройки: здания жилые, граждане сдавали деньги на строительство, нельзя заставлять их ждать.
Юрист Мансур Тошев раскритиковал такой способ ведения дел.
"Законодательство Таджикистана прямо запрещает заниматься бизнесом, находясь на государственной службе. Ввод в правление близких родственников - это своеобразный "фиговый листок", - заметил специалист.
Очевидно, что системам связи в республике нужна модернизация или реструктуризация, но где найти на это средства - большой вопрос.
Рогун: игра на перспективу
На второй строчке рейтинга - Рогунская ГЭС с долгом в 67 миллионов сомони (5,9 миллиона долларов).
Тут все просто: объект стратегический, недострой, оставшийся с советских времен, с ним Таджикистан связывает надежды на свое процветание. Иностранных инвесторов привлечь к достройке не получилось, тогда власти во всеуслышание заявили, что справятся своими силами, несмотря на скромный бюджет.
"Импорт электроэнергии Рогунской ГЭС, когда ее полностью введут в строй, позволит Таджикистану стать лидером отрасли во всей Центральной Азии. Правда, состоится намеченное событие не раньше 2033-го, и то, если пандемия не помешает", - отметил экономист Рустам Саидов.
На строительство Рогуна ежегодно выделяются весьма солидные (в масштабах республики) суммы. Для облегчения налогового бремени в мае 2021-го правительство приняло решение освободить ГЭС от уплаты набежавших процентов по сборам сроком на один год. Тогда общий объем задолженности был чуть выше 50 миллионов сомони. Видимо, поблажка не помогла.
ТАЛКО: спасение утопающих - дело рук самих утопающих
Таджикская алюминиевая компания ТАЛКО замыкает тройку "лидеров" со скромным показателем 38 миллионов сомони (3,4 миллиона долларов). Этот флагман промышленности Таджикистана был построен в советские годы с участием иностранных специалистов.
ТадАЗ (так он тогда назывался) возводился на ровном месте, безо всякого доступа к источникам сырья. Для советской логистики это не было проблемой, а вот после распада Союза они начались.
Неспособность наладить надежные контакты с поставщиками, чехарда с ценами на алюминий на мировых биржах, да и, чего греха таить, желание обогатиться сделали свое черное дело.
Из процветающего предприятия завод превратился в опутанный долгами субъект хозяйствования, вдобавок с треском проигравший судебные процессы в Лондоне.
Тогда Правительство Таджикистана решило взять ТадАЗ под свой контроль, и, следует признать, небезуспешно. Завод преобразовали в компанию и начали спешно диверсифицировать производство. Только за последние 10 лет в структуре предприятия появились десять "дочек", занимающихся разного рода бизнесом - от промышленного до горнодобывающего.
Не забыта и профильная деятельность. По данным местного Минпрома, Таджикистан в 2020-м экспортировал 87 тысяч тонн алюминия на сумму 136,2 миллиона долларов, а в текущем году планирует превысить эти показатели на 20%.
"У компании наработан хороший потенциал, в ближайшее время запустят добычу на "ТАЛКО Голд". Золото в период пандемии - товар быстроликвидный и весьма привлекательный. Нет сомнений, что руководство в кратчайшие сроки сумеет ликвидировать долги перед бюджетом, ведь управление назначается лично Эмомали Рахмоном, а значит, осознает ответственность перед главой государства", - выразил уверенность экономист Рустам Саидов.
Протекционизм - хорошо это или плохо?
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать простой, хотя и логичный вывод: из-за протекции государства в отношении предприятий сколь угодной важности руководство расслабляется.
"Фискальные поступления в государственную казну составляют 70% от ее общего объема. Это зарплаты бюджетников, стипендии студентов, пенсии и пособия, финансирование здравоохранения, культуры и т. д. Недоплачивая налоги, безответственные хозяйственники оставляют без средств общество, из которого они сами и вышли", - резюмирует Саидов.
В итоге приписываемая многим историческим личностям фраза о неизбежности только двух вещей - смерти и налогов - в Таджикистане не срабатывает.