ДУШАНБЕ, 17 дек — Sputnik, Алексей Юсупов. Общественность Таджикистана возмущена недавним сообщением о почти двукратном повышении объема экспорта электроэнергии в 2021 году.
При этом жители сельских районов республики с середины октября получают электричество в свои дома лишь 7-8 часов в сутки. Многие уверены, что Минэнерго игнорирует нужды собственных граждан, предпочитая удовлетворять запросы иностранных.
Ремонт или экспорт?
Общественность Таджикистана возмущена недавним сообщением о почти двукратном повышении объема экспорта электроэнергии в текущем году. При этом жители сельских районов республики с середины октября получают электричество в свои дома лишь 7-8 часов в сутки. Многие уверены, что Минэнерго игнорирует нужды собственных граждан, предпочитая удовлетворять запросы иностранных.
"Если вспомнить аналогичный период 2020-го, то несложно заметить, что тогда тоже кивали на профилактику 3,5 месяца, и официально ограничения ввели только после нового года", - отметил ветеран отрасли Садык Расулов.
По его словам, запасов воды в водохранилище Нурекской ГЭС, которая в осенне-зимний период покрывает 75% потребностей в электричестве всей республики, вполне достаточно для обеспечения необходимых поставок внутри страны. А вот экспорт, если он осуществляется до сих пор, может быть гарантирован только за счет собственных потребителей.
"Основными импортерами нашей электроэнергии являются Узбекистан и Афганистан. С первыми все понятно: платят вовремя и по фиксированным ценам, а вот вторые, как известно, влезли в многомилионные долги перед поставщиками, и когда они будут погашены – никому не известно", - пояснил Расулов.
Эксперт предположил, что в случае с Афганистаном может иметь место коррупционная составляющая, ведь афганцы предпочитают платить наличкой, прохождение и количество которой трудно отследить.
Его оппоненты возражают, что данная тактика вызвана стремлением властей покрепче привязать к себе Кабул для избегания препон в реализации проекта CASA-1000, намерение в продолжении которого недавно было высказано официальным Душанбе.
Ожидается, что для решения финансового вопроса с поставками электроэнергии в Афганистан, будет получена поддержка из других стран, но какой будет сумма и какими путями дойдет до Таджикистана - под покровом тайны.
Света нет – идите в шахту
Помощь афганским таджикам - это очень хорошо, но что делать с нуждами собственного населения, которое тоже страдает от холода?! Вспоминается девиз популярного телесериала "зима близко", ведь в некоторых районах ГБАО температура по ночам уже опускается до -30 мороза.
Для отопления своих жилищ сельчанам приходится идти на рынок за углем, стоимость которого на фоне энерголимита моментально подскочила в 1,5-2 раза.
Дровами в Таджикистане не топят – лесных массивов в республике нет, в лучшем случае используют гузапою (сухие стебли и ветки хлопчатника), но она прогорает очень быстро.
Есть местный аналог угля – тапак (высушенные на стенах домов лепешки из навоза, смешанного с соломой), но и он подорожал.
Да и уголь местный, прямо сказать, невысокого качества – быстро горит, жара дает немного. Кроме того, уголь – не самый экологичный вид топлива, а ведь совсем недавно глава Минпрома республики во всеуслышание заявил о приверженности Таджикистана развивать "зеленую энергетику". Хотя, в данной ситуации, "не до жиру – быть бы живу".
Свет дешев – да не укупишь
Удивительно, но очень вовремя появился рейтинг одного малоизвестного британского агентства, которое сравнило тарифы электроэнергии по всему миру. Таджикистан в этом списке оказался на 6 месте с дешевым электричеством в 0,023 доллара за киловатт в час.
Большинство экономистов дружно высмеяли объективность подсчетов составителей списка, взявших за точку отсчета некий усредненный тариф без привязки к другим показателям, таким, например, как уровень зарплаты в стране.
И если цены за киловатт действительно варьируются в районе нескольких центов, то счета за электричество зимой варьируются от 150 до 450 сомони в месяц. И это при средней зарплате в 147 долларов (около 1 658 сомони)!
"Я работаю медсестрой в районной больнице, получаю 340 сомони в месяц. Электричество дома экономим, как можем, и все равно не меньше 100 сомони зимой вынуждены платить", - говорит жительница Вахдата Зульфия Холова.
И таких историй по стране сотни тысяч. Но хуже всех приходится пенсионерам и инвалидам. Для них есть определенные льготы, но только для фиксированного объема потребления электроэнергии.
Так что, когда "Барки Точик" жалуется на постоянный недобор платежей от населения, причина банальна – у людей просто нет денег.
Есть категория граждан, достаточно состоятельных для оплаты электричества – предприниматели. Но и они страдают, уже от постоянных перебоев с подачей света.
Многие из-за этой нестабильности вынуждены сворачивать свой бизнес, нежели нести постоянные убытки, или переходить на сезонный вариант, отправляя сотрудников в неоплачиваемый отпуск до лучших времен.
А ведь президент Таджикистана Эмомали Рахмон давно поручил ответственным чиновникам покончить с практикой введения энерголимита и обеспечить круглосуточно электричеством всех жителей республики без исключения.
Пока данное указание главы государства профильным ведомствам выполнить, увы, не удается. Интересно, зарубежные потребители довольны?