ДУШАНБЕ, 22 янв — Sputnik. Новое афганское правительство утвердило маршрут железной дороги, которая свяжет Узбекистан и Пакистан.
По проекту дорога пройдет через город Мазари-Шариф, а также провинции Баглан и Бамиан.
Кому выгодно приложить усилия для того, чтобы долгостроящийся проект заработал, эксперты рассказали в диалоге с Sputnik Узбекистан.
Многие специалисты в сфере транспортных перевозок называют Трансфганскую железную дорогу Термез — Мазари-Шариф — Кабул — Пешавар, которая свяжет Центральную и Южную Азию, стройкой века.
Директор Центра исследовательских инициатив "Ma`no", политолог Бахтиёр Эргашев отметил, что в сотрудничестве с Афганистаном узбекские дипломаты исходят из того, что военного решения афганской проблемы не существует, а самое слабое место Афганистана — это отсутствие транспортной инфраструктуры.
"У Афганистана огромнейший транзитно-транспортный потенциал. Он проявляется в выгодном географическом положении между регионами Южной Азии, Центральной Азии и Средним Востоком", - пояснил эксперт.
Бахтиёр Эргашев добавил, что проект важен для всех вовлеченных стран, в первую очередь для самого Афганистана и стран Центральной Азии.
Проект железнодорожного торгового коридора свяжет Россию, Узбекистан, Пакистан, Афганистан, Индию, а со временем объединит Китай, Таджикистан и другие страны ЦА.
Такого же мнения придерживается и директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
"Любой стране, в частности, Узбекистану очень выгодно стать транзитером на больших мировых потоках. Если, к примеру, удастся отщепить какую-то часть этого грузопотока, хотя бы один миллион TEU, то это очень большой доход для страны", — рассказал специалист.
Еще одна заинтересованная сторона - Россия, добавил политолог Бахтиёр Эргашев.
Перечисляя выгоды России, эксперт называет перспективы выхода на пакистанский рынок и возможность активно участвовать в процессах экономической модернизации Афганистана, так как мирный сосед крайне важен для России и стран ЦА.
Однако реализации проекта привычно мешает отсутствие финансирования.
Как рассказал советник по экономике посольства России в Афганистане Ренат Борануков в интервью Sputnik Афганистан, реализация подобных инициатив требует наличия соответствующей инфраструктуры, которая пока существует только в виде проектов.