ДУШАНБЕ, 5 мая — Sputnik. Россия сможет выстоять удар от западных санкций, если переориентирует экспорт нефти на азиатский рынок. Об этом написали в Financial Times (FT).
При этом, по мнению автора статьи, стоимость российского черного золота должна оставаться вдвое ниже цены Brent.
По оценке издания, эмбарго на импорт российской нефти в европейские страны ускорит повышение ее стоимости на мировых рынках. Сейчас Brent стоит дороже 110 долларов за баррель, а такой же объем Urals продают примерно за 70 долларов. В FT написали, что такая цена намного превышает потребности российского бюджета.
"Российский бюджет сильно зависит от экспорта нефти, на который приходилось 45% общего дохода в 2021 году. Однако власти не понесут убытки, даже если российские производители смогут продавать свою нефть по цене 44 доллара за баррель или выше", - сообщили в издании.
По данным автора материала, основные российские покупатели нефти находятся в Азии. Так, независимые НПЗ Китая уже увеличили закупки, в то время как крупные государственные трейдеры КНР пока не спешат импортировать нефть из России из-за западных санкций.
Ссылаясь на аналитиков, в издании предполагают, что Москва не сможет так легко перенаправить потоки нефти в Азию, так как доля стран ЕС в структуре экспорта российской нефти составляла 60%, а того же Китая - в три раза меньше.
При этом структура трубопровода предполагает транспортировку нефти в западные страны, а пропускная способность железной дороги ограничена из-за перераспределения поставок угля на восток после введения запрета на его импорт Евросоюзом.
"Россия столкнется с инфраструктурными проблемами, нестабильным спросом и проблемами с логистикой для экспорта нефти в Азию. РФ продолжит продавать нефть Китаю и Индии, но они не смогут полностью компенсировать потерю европейского рынка", - процитировали в FT мнение эксперта.
Экспорту нефти также могут помешать санкции, затрагивающие морскую транспортировку. По мнению главного экономиста Института международных финансов Робина Брукса, из-за невозможности застраховать танкерные перевозки количество судов для российских нефтяных доставок может существенно уменьшиться.
Экономист по РФ и СНГ "Ренессанс Капитала" Софья Донец отметила, что шестой пакет санкций ЕС в краткосрочной перспективе становится ожидаемым и компенсируется высокими ценами на нефть, но станет более чувствительным для российской экономики в долгосрочной перспективе. По мнению эксперта, основное его воздействие Россия прочувствует в 2023-м.