ДУШАНБЕ, 25 мая — Sputnik, Иван Зуев. Российская топливная компания ТВЭЛ ("дочка" госкопорации "Росатом") выиграла конкурс на разработку документации и выполнение работ по восстановлению зараженной радиацией территории в Таджикистане.
Речь идет о площадке "Табошар", где уже 40 лет располагается отвал предприятия по добыче урана, а также хвостохранилище.
Ликвидация "ядерного наследия"
Работы будут проведены в рамках реализации Межгосударственной целевой программы "Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств".
Эту дорожную карту по очищению "грязных" территорий Таджикистана страны составили еще в 2017 году. Целевая программа предполагала, что 5% затрат по рекультивации ложится на Таджикистан, остальные затраты берут на себя "Росатом" и Россия.
Однако продвижение по дорожной карте было затрудненно из-за сложных бюрократических процессов и приведения в порядок законодательной базы.
В это время похожие договоренности Таджикистан заключил с Евросоюзом. Целый консорциум европейских компаний занимался разработкой экономического обоснования рекультивации загрязненных территорий.
В итоге "Росатом" разделил с европейцами зоны ответственности. Структуры госкорпорации ФЦЯРБ (Федеральный центр ядерной и радиационной безопасности) и ТВЭЛ в рамках программы оставили за собой так называемую "Фабрику бедных руд" (холм из перемолотого светло-желтого материала, предназначавшегося для возможной вторичной переработки, - Sputnik) и 4 хвостохранилища, а проект Евросоюза коснется других территорий Табошира.
Контракт, который удалось получить ТВЭЛ, означает, что работа в рамках целевого соглашения наконец перешла в практическую плоскость. Стоимость работ, которые планируется выполнить, превышает 700 млн руб., а реализация проекта продлится до конца 2023 года.
Проект станет первым на территории СНГ в рамках кампании по ликвидации "ядерного наследия".
Структура "Росатома" займется рекультивацией отвала высотой 60 метров, который располагается на территории 8 гектаров. Объём радиоактивной породы в нем составляет около 1,17 млн тонн.
В рамках проекта будет подготовлена инфраструктура для утилизации радиоактивных пород, демонтированы участки здания на территории, вывезен загрязненный грунт с прилегающих территорий и завезен чистый, а также укреплены откосы хвостохранилищ и установлены верхние защитные барьеры.
На территории также организуют систему водоотведения, а по результатам работ будет установлена система мониторинга за реабилитированной территорией.
"Технология рекультивации таких образований достаточно проста, - рассказал Sputnik эксперт по ядерной энергетике, президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексей Анпилогов. - Необходимо зафиксировать верхний слой породы на отвале, который в этом случае перестает пылить. Проблема же в том, что размытие почвы водой и воздействие ветра разносит по территории высокорадиоактивную породу. Она оказывается в грунтовых водах и атмосфере и так попадает внутрь организма человека через воду или через легкие. Поэтому в таких местах осуществляется целенаправленная деактивация верхнего слоя и процесс закрепления его определенными химикатами с целью создать остекленную массу на вершине отвала".
Опасное наследие
В районе города Истиклол, где находится площадка Табошар, располагается сразу несколько "грязных" объектов.
Это несколько хвостохранилищ, а также отвал "Фабрики бедных руд". Радиоактивный фон в районе площадки считается приемлемым.
В 2016 году управление экологического мониторинга комитета по охране окружающей среды в Таджикистане сообщало, что уровень радиации на окрестностях урановых отходов в Табошаре снизился с 3000 микрорентген в час до 24 микрорентген в час (норма - 39-40 микрорентген в час).
Тем не менее, объекты на площадке Табошар все же создают угрозу жизни и здоровью граждан Таджикистана. По данным на 2018 год, из-за размытия почв и ветров, на отдельных участках местности содержания радия в почве в 300 раз превышало предельно допустимый уровень.
Эксперты отмечают, что радиоактивные частицы наиболее опасны для организма человека при попадании внутрь – например, через распространение зараженной пыли в атмосфере и воде, которую используют для питья и приготовления пищи.
Население 12-тысячного Истиклола активно использует воду из ручья и карьера для полива полей, садов и огородов.
На территории радиационно-опасных объектов пасут скот. Осложняется ситуация тем, что "грязные" объекты активно разбирают местные сборщики цветного метала.
При этом проблему площадки Табошар нельзя назвать локальной, поскольку она находится в Согдийской области, центром которой является один из крупнейших городов страны – Худжанд.
Возвращение на родину
Площадка Табошар, по сути, - колыбель советской атомной промышленности. Считается, что первые советские атомные бомбы были начинены ураном, добытым именно в этом районе. Она находится в близости от города Истиклол (до 2012 года также назывался Табошар, - Sputnik) Согдийской области.
Первое месторождение урановых руд на этой территории было открыто еще в 1925 году. Активная добыча началась после постановления ГКО от 27 ноября 1942 "О добыче урана", курировать исполнение которого поручили Игорю Курчатову.
Годом ранее в поселок Табошар был эвакуирован завод "В" и филиал Гиредмета Наркомцвета СССР.
В 1946 года неподалеку от месторождения началось строительство закрытого города "Ленинабад-31". К концу 1980-х годов залежи были отработаны и производство урана сократилось и полностью прекратилось с распадом СССР.
"Фактически с момента распада СССР этот объект мозолил глаза местным властям, - поясняет Алексей Анпилогов. - Это был достаточно крупный объект атомного комплекса Советского Союза. Таджикистан его не использовал практически, для него он был очень токсичным".
В 2014 году осторожный интерес к отработанному месторождению урана проявляло МАГАТЭ и некие иностранные инвесторы.
Известно, что представители международного агентства приезжали на площадку, общались с представителями "Таджикглавгеологии", а также ознакомились с проектными показателями проведения геологоразведочных работ по таджикским объектам радиоактивного сырья. Однако дальше переговоров дело не пошло.
"Росатом" вряд ли будет использовать хвостохранилище для извлечения из него полезных руд, считает эксперт Алексей Анпилогов. Речь здесь, скорее, идет о помощи дружественной республике.
Основные проекты госкорпорации в странах постсоветского пространства в основном располагаются в Казахстане и Узбекистане.
"Росатом" участвует в капитале крупных уранодобывающих проектов Казахстана. 60% от всего добываемого госкорпорацией урана разрабатывается в рамках совместных предприятий с "Казатомпромом".
В меньших объемах идет работа с Узбекистаном на площадке возле города Навои.
"О какой-то добыче вряд ли идет речь, потому что отвалы сами по себе бедные. В России все еще достаточное количество богатых ураном руд. Я думаю, что идет речь именно о купировании техногенного и негативного влияния", - говорит Анпилогов.