Когда я заканчивал среднюю школу, сильную половину нашего класса зашибло модное тогда поветрие - страсть к небу. Не знаю, был ли тому причиной вышедший тогда на экраны первый советский фильм-катастрофа "Экипаж", но после сдачи выпускных экзаменов сразу пять моих однокашников подали документы на поступление в разные летные училища.
Четверо из них успешно прошли сито отбора, а вот пятому не повезло - завалил медкомиссию, что-то у него со зрением не срослось. Но расстаться с авиацией, как тот аэродромный уборщик из анекдота, не захотел и переориентировался на техника. Туда его и приняли.
Приехав после первого курса в отпуск, он встретился со мной и много рассказывал о тонкостях учебы, сложностях врастания в специальность авиатехника, красотах города, налаживании вертикальных и горизонтальных связей с прекрасной половиной человечества и прочая, и прочая.
Всех подробностей сейчас не помню, но запала мне в душу пропетая им строчка из песенки пилотов, что звучала в старом советском фильме "Небесный тихоход".
Естественно, переделанная на авиатехнический лад. Текст был следующий: "Первым делом мы ИСПОРТИМ самолеты, ну а девушек…" и далее уже по канону.
К чему было это длинное вступление: недавно авиакорпорация Boeing отказалась поставлять самолеты в Россию и Центральную Азию до 2041 года - очередная "гениальная" попытка ввести санкции из-за Украины.
"Несмотря на наличие спроса на самолеты в РФ и ЦА, присутствует высокий уровень неопределенности относительно того, насколько долго продлится данная ситуация. По этой причине данный регион не включен в прогноз в этом году", - сказано в заявлении компании.
При этом аналитики Boeing отчитались о резком падении спроса на пассажирские самолеты после ухода с российского рынка. Картина из разряда "куплю билет и назло кондуктору пойду пешком". Впрочем, вполне обыденная по нынешним временам.
Ну с РФ все более-менее понятно. В конце июня текущего года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил комплексную программу развития авиатранспортной отрасли до 2030-го. На фоне внешних ограничений стратегической задачей в этом секторе будет ускоренный переход на отечественную технику.
Общий объем финансирования программы превысит 770 млрд рублей. При этом свыше 150 млрд из них поступят в отрасль уже до конца 2022-го.
А что с Таджикистаном? Здесь все не так радужно. Необходимость ежегодно отрывать от бюджета солидные куски на строительство главного стратегического объекта - Рогунской ГЭС - не позволяет взвалить на госказну еще и поддержку местных авиакомпаний. Хотя их в республике всего две: частная "Сомон Эйр" и национальная "Таджик Эйр".
Вторая уже находится на грани банкротства и на дотации государства может не рассчитывать.
Перевозчик не выполняет полеты c января 2019-го. Его воздушный парк состоит из трех судов Boeing, два из которых являются собственностью "Таджик Эйр" и нуждаются в ремонте, а третий взят в лизинг. Именно последний и стал причиной финансовых неурядиц.
Из-за систематических задержек ежемесячных выплат литовской компании Skyroad Leasing в размере 149 тыс. долларов, набежал штраф в 20 млн. Вильнюсский суд подтвердил претензии истца, обращения в другие инстанции эффекта не имели. Единственным результатом судебных тяжб стал удвоившийся размер задолженности "Таджик Эйр" - уже 40 млн.
Надежда на то, что, когда самолеты Boeing таджикских авиакомпаний встанут на прикол, можно будет перейти на российские модели, практически эфемерна, говорят специалисты.
"У РФ есть перспективные разработки новых передовых моделей самолетов, прежде всего МС-21 и Ил-114-300. Есть и модернизированные модели прежних лет - это Ил-96-400М и Ту-214. Но их авиационная отрасль в первую очередь станет насыщать внутренний рынок, о продажах на экспорт речи долгое время не будет", - говорит летчик 1-го класса Вадим Холин.
И к кому же обратиться Таджикистану в этом случае? Разумеется, к постоянной палочке-выручалочке Китаю.
Поднебесная, давно заключившая республику в мягкие, но прочные объятия, с удовольствием ссудит стране пару-тройку самолетов своего производства. Только вот в сказке палочка творила доброе волшебство безвозмездно, а Пекин строго спросит за каждый юань.
P. S. Для тех, кто не знает анекдот об уборщике:
В аэропорту из туалета выходит уборщик и начинает на чем свет стоит костерить свою работу. И зарплата, мол, маленькая, и трудиться приходится в антисанитарных условиях...
Один из пассажиров не выдерживает и советует:
- Да уходи ты с этой работы, раз она такая плохая!
В ответ дрожащими губами:
- Уйти из авиации? Покинуть небо?!