ДУШАНБЕ, 10 янв — Sputnik. Не всем нравятся эти перемены, но остановить их уже невозможно - город обрастает многоэтажками, открываются магазины, кафе и заводы, на рынок выходят новые компании, предлагающие душанбинцам все более высокий уровень сервиса.
Sputnik Таджикистан решил отметить 5 главных трендов в облике и жизни города, которые еще больше изменят жизнь в Душанбе.
Развитие комплекса "Истиклол"
Архитектурный комплекс, открытый для посещения в сентябре, очень символичен. Нижняя его часть - 30 метров, означает 30-летие государственной независимости, а верхняя составляющая - 91 метр, что олицетворяет год провозглашения суверенитета страны. В верхней части находится 8-метровая корона из титана, воплощающая в себе символ государственности, независимости.
Мнение о парке разделилось - одни считают его прекрасной новой площадкой для прогулок и фото, а другие, что огромное пустое пространство площади и слишком большое здание комплекса уродуют облик города.
В любом случае в ближайший год продолжится популяризация и развитие "Истиклола" городской администрацией - ожидается появление новых павильонов, свободный доступ в музей и к обзорной площадке на вершине здания.
Озеленение столицы
Постройка новых зданий - не единственное обновление города. С новым размахом продолжится озеленительная инициатива мэрии, начатая еще в 2020 году, когда к празднику Навруза улицы украсили 100 тыс. новых деревьев и более 3 млн тюльпанов.
В 2023-м город должен еще больше покрыться зеленью - власти решили посадить 58 тыс. деревьев. Главные сорта - сосна, можжевельник, туя, сорго и степная слива.
Выход на рынок российских компаний
В прошлом году на фоне санкций сразу несколько гигантов российского бизнеса обратили внимание на таджикский рынок, сочтя его очень перспективным.
Лаборатория "Гемотест", транспортный сервис "Грузовичкоф", "Вкусвилл", международный логист ПЭК - это лишь самые крупные компании, знакомые душанбинцам. Многие бренды (в основном косметика, услуги и продукты) зашли на рынок незаметно, но засели крепко благодаря качественной продукции.
Но для многих российских компаний это только пробный шар. Посмотрев на успех конкурентов, предприниматели постараются застолбить место под солнцем и предложить свои услуги таджикским клиентам.
Ну а главным открытием года, безусловно, станет "Яндекс.Такси", появление которого в Душанбе ожидается в ближайшие месяцы.
Открытие новых супермаркетов и ресторанов
За последние три года в городе все активнее открывались большие супермаркеты в западном стиле, составившие сильную конкуренцию традиционным рынкам.
Три новых супермаркета открыл сеть "Ёвар", еще несколько - "Пайкар". С учетом популярности новых торговых точек, в ближайший год можно ждать запуска еще нескольких подобных помещений в других районах города и превращений отдельных успешных магазинов в небольшие сетевые.
Этот же тренд касается и ресторанов. Несмотря на кризис, вызванный пандемией, в столице активно открывались франшизы и новые отдельные рестораны - от фастфуда до премиум-класса. "Додо Пицца", KFC, новый "Тартин", "Швили", турецкая кухня "Бурак" - это лишь несколько заведений, открытых за прошлый год.
И, судя по популярности и полной посадке в этих заведениях, ресторанный бум еще далек от завершения.
Бойцовские спортзалы
Многочисленные победы таджикских бойцов на крупных турнирах ММА породили настоящую моду на смешанные единоборства. И как результат - первые в Душанбе открытия клубов, ориентированных именно на контактные виды спорта.
Только за последние полгода их появилось сразу два - Combat55 и зал UFC. Владельцы обеих площадок не пожалели средств на раскрутку, создавая образ стильного, почти тусовочного места, в стенах которого можно стать чемпионом миксфайта.
Помимо современной экипировки и тренажеров, главное их отличие от привычных душанбинцам боксерских залов и секций борьбы - это гибкая система оплаты и посещения, где можно выбирать сразу несколько секций и удобное время для тренировок в течение дня.
Такой формат занятий единоборствами уже стал вполне привычен для Европы, России и некоторых стран Центральной Азии, например, Казахстана, но для Таджикистана это определенно новинка.
И в ближайшее время спортклубы старого типа, вероятно, пересмотрят формат работы для привлечения новых клиентов. Ну или чтобы не потерять старых.