https://tj.sputniknews.ru/20221225/russia-tajikistan-kompanii-1053777985.html
Русская тройка: как компании из РФ покоряют таджикский рынок
Русская тройка: как компании из РФ покоряют таджикский рынок
Sputnik Таджикистан
Узнаваемость бренда в России и новизна услуг для потребителей в Таджикистане - одна из главных составляющих успеха, считают предприниматели
2022-12-25T12:19+0500
2022-12-25T12:19+0500
2022-12-26T13:12+0500
таджикистан
россия
бизнес
экономика
предпринимательство
сотрудничество
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e6/0c/03/1053252056_0:0:1025:577_1920x0_80_0_0_c51e06d85b5607a81dd93fbe3c606485.jpg
ДУШАНБЕ, 25 дек — Sputnik. Этот год можно смело назвать годом российского бизнеса в Таджикистане. В последние несколько лет в страну заходило все больше компаний из РФ, но санкции и поиск новых рынков окончательно обозначили для многих предпринимателей поворот с Запада на Восток.И это только начало - в следующем году в Таджикистане начнут работу "Яндекс.Такси" и крупный ритейлер "Вкусвилл", совместно с Boxberry запустивший доставку товаров в страну.Правда, стоит сказать, что не всем удается одинаково успешно завоевать нишу на рынке, а те, кто смог, часто не готовы об этом рассказывать открыто. Однако мы смогли поговорить с представителями трех крупных фирм, работающих в очень разных сферах - транспорт, фастфуд, медицина, - и узнать, как они нашли свое место под солнцем и сложно ли это.О разнице таджикской и российской бизнес-культур, неочевидных подводных камнях и особенностях развития брендов в новой среде - в материале Sputnik Таджикистан."Грузовичкоф" - автомобильные грузоперевозкиКак и в случае почти с любой другой зарубежной компанией в стране, появлению "Грузофичкоф" в Таджикистане предшествовал тщательный анализ рынка.По словам руководителя филиала Масрура Ризоева, во время своего обучения и проживания в Москве он убедился, насколько сервис коммерческих грузоперевозок в большом городе упрощает людям жизнь.После чего решил взглянуть, как обстоят дела в Таджикистане и в целом по региону?Хотя выход на рынок состоялся в феврале 2022-го, предварительный анализ бизнес-среды занял почти год. Российский головной офис договорился с местными партнерами делить расходы и прибыль поровну, после чего была составлена стратегия развития и началась рутинная работа - обучение водителей, брендирование грузовиков, переговоры с Минтрансом, получение лицензии.Основной и самой сложной задачей для компании оказалась подготовка кадров и успешная рекламная кампания, без которой дальнейшее развитие в Таджикистане было бы невозможно."Залог нашей успешной работы - это диспетчеры. Конечно, было много кандидатов, работавших в обычном такси. Но это большая разница - для заказа в обычном такси достаточно 10-15 секунд, а в грузовом требуется много уточнений. Оператор должен не только принять звонок, но и мотивировать клиента, чтобы тот машину заказал", - пояснил представитель "Грузовичкоф".Что касается рекламы, то здесь очевидной проблемой стало санкционное давление и проблема раскрутки с российских аккаунтов. В итоге таджикским партнером пришлось раскручивать маркетинговую кампанию буквально с нуля."Когда мы только запустили сервис, звонков было откровенно мало. Но когда начали активный маркетинг в соцсетях, то стали поступать звонки от клиентов. И вот тогда оказалось, что в плане сервиса в реальности все получается немного не так, как мы ожидали", - вспоминает Масрур Ризоев.По его словам, предполагалось, что клиент сразу оценит новую нишу с прозрачными фиксированными тарифами и понятным выбором услуг. Однако многие предпочитали сходу торговаться на манер рынка, рассчитывая на большую скидку.Впрочем, программу бонусов разработали сразу с учетом количества заказов или корпоративных пакетов. Это позволило за короткий срок наладить сотрудничество с целым рядом фирм - от перевозки непосредственно в интересах компаний до льготных перевозок для сотрудников. Раскрутке сервиса также немало помог и национальный бренд.По его словам, сейчас автопарк "Гурзовичкоф" насчитывает 30 брендированных авто и еще порядка 12 ожидают бронирования. Большинство - стандартные 1,5-тонники Hyundai Porter. Однако есть машины и большей и меньшей грузоподъемности - как раз поиски составления автопарка, наиболее подходящего под нужды душанбинцев, и являются одной из основных текущих задач компании.Впрочем, Душанбе дело не ограничивается - в планах компании запуск сервиса в Худжанде в конце этого или начале следующего года, а затем, возможно, в Кулябе и Бохтаре.Россия повезет в Таджикистан энергетические напитки и древесинуПо словам руководителя филиала, тут многое зависит от специфики рынка, который, несмотря на малые размеры Таджикистана, сильно различается от города к городу."Например, в столице грузовые перевозки обычно оцениваются по километражу - то есть водитель спрашивает: "Куда едем?" А в Худжанде не спрашивают, куда едем. Водитель интересуется: "Что за груз, какой вес?" - поясняет бизнесмен.Что касается другой специфической особенности работы в стране, в отличие от России и Казахстана, то немалую роль в формировании заказа играют погодные условия."Если дождь, то проверено - заказов очень мало, никто не хочет грузить мебель в плохую погоду, пусть и в закрытый грузовик. Также и в жару - кому захочется переезжать летом посреди дня, когда воздух раскалится до +45 градусов. Даже если работу будут выполнять грузчики. То есть в июле пик заказов приходился на поздний вечер", - подчеркивает Ризоев.К слову, помощь грузчиков сразу в придачу к машине - стандартная услуга в большинстве транспортных компаний и в России, и в странах Центральной Азии - оказалась здесь в новинку, поскольку люди привыкли либо перетаскивать вещи сами, либо заказывать грузчиков отдельно."У нас народ привыкает только к такому виду услуг. Я уверен - потребуется еще несколько лет, чтобы люди восприняли подобный сервис как само собой разумеющееся, - утверждает предприниматель. - Но уже сейчас про услуги грузчиков спрашивают намного больше. То есть клиенты привыкают, что не надо экономить на своем комфорте или здоровье"."Додо Пицца" - сеть ресторанов быстрого питанияВ 2019 году "Додо Пицца" установила рекорд в России по количеству приготовленных пицц за сутки в одной точке, что закрепило за ней статус самой быстро развивающейся и одной из наиболее узнаваемых молодых компаний в сфере фастфуда.И выход пиццерии на таджикский рынок уже был в значительной степени обусловлен узнаваемостью бренда среди тех, кто часто бывал в России."С этим больших проблем не было - мы смотрели на людей в Таджикистане и понимали, что многие из них либо жили, либо часто ездили в Россию. И точно пробовали или слышали про наш продукт. Но, конечно, для нас это в любом случае был челлендж", - поясняет маркетолог Фируз Сафаров.Однако первым договорам и заявкам на регистрацию франшизы предшествовал тщательный анализ конкурентности и насыщенности рынка. Ведь если в соседних Узбекистане и Кыргызстане с этим проблем не было, то в Китае филиалы "Додо" не выдержали конкуренции и вынуждены были свернуть бизнес."Неудивительно, что мы ориентировались на опыт близлежащих стран, то есть на Узбекистан и Кыргызстан. Потому что в плане вкусовых привычек потенциальных клиентов наши страны более-менее похожи, - отметил Сафаров. - У нас были некоторые сомнения на счет востребованности продукта, поскольку в Таджикистане устоявшиеся кулинарные традиции, очень популярна национальная кухня, и были опасения, что пицца не зайдет. Но, как оказалась, она пользуется большим спросом".После исследования начался достаточно долгий бюрократический процесс, неизбежный для любой иностранной компании в Таджикистане. Нюанс был в том, что первое отделение "Додо Пиццы" находилось на центральном проспекте Рудаки. А значит, любое решение по реконструкции или серьезной перепланировке требовало отдельного согласования в архитектурном комитете и районном хукумате. Это не считая разрешения от санэпидслужбы и налогового комитета.В Душанбе с бизнес-миссией прибыли 20 московских компанийВ итоге с подачи первых заявок в архитектурный комитет, районый хукумат и санэпидемслужбу до открытия филиала прошло полгода - относительно немного по меркам Душанбе.Именно на этапе согласования проявились самые яркие отличия между бизнес-культурой в России и в Таджикистане. По словам Фируза, чтобы договориться о чем-то с деловым партнером в РФ, достаточно сделать один телефонный звонок, обменяться контактами и решить вопрос чуть ли не по электронной почте.В Таджикистане все моменты обязательно должны обсуждаться при личной встрече, даже если детали соглашения были оговорены заранее."Даже если мы договорились по телефону, потом нам обязательно нужно встретиться лицом к лицу. Это было немного необычно для меня, привыкшего многие вопросы решать удаленно, по телефону. Но с другой стороны, в РФ мы даже не можем украсить пиццерию шариками, не оформив предварительный договор. А здесь после личного знакомства достаточно пожать руки и начинать работать. Как мне кажется - это классная национальная особенность", - подчеркнул он.По словам предпринимателя, при выходе на таджикский рынок "Додо Пицце" важно было сохранить главную фишку бренда - открытость для рядового потребителя вплоть до возможности наблюдать, как работает кухня во время приготовления его заказа. И тут самыми популярными запросами клиентов оказались санитария и соответствие продуктов базовым религиозным нормам."Самое главное возражение - почему сотрудники работают без перчаток? Но мы стараемся объяснить, что само наличие перчаток - это иллюзия чистоты. Зато наши сотрудники на каждом этапе приготовления обрабатывают руки антисептиком. Ну и второй вопрос - это халяль. Мол, раз бренд российский, нет ли тут свинины? Спешу отметить - вся наша продукция халяльная. Первое, что мы сделали, составляя меню, - это адаптировали ассортимент продуктов под вкусы потребителя", - отмечает Сафаров.Правда, с самим меню периодически возникают сложности. Дело в том, что Москва проводит очень строгий аудит филиалов на соответствие качества. И часто среди производителей на местном рынке не удается найти подходящего поставщика.Например, в Таджикистане существует всего одна молочная компания, делающая сыр нужной марки. Из-за чего пиццерия становится сильно зависимой от единственного производителя. В итоге вопрос приходится решать за счет импорта."Мы много ингредиентов заказываем из России, и здесь возникает сложность с пересечением двух границ. Из-за этого мы вынуждены планировать объем заказов на большой срок и закупать относительно большие партии, что всегда немного рискованно. Например, недавно мы заказали буквально несколько тонн сыра. Но овощи и зелень мы закупаем у местных производителей, а мясо - в Узбекистане", - рассказывает маркетолог "Додо Пицца".Само же качество приготовления выборочно проверяют по системе "тайный покупатель" - тоже весьма новаторский подход по меркам таджикского сектора услуг.Необычный уровень сервиса сыграл немалую роль в раскрутке бренда, также как ориентированность не просто на доставку, но и на завоевание симпатий самой стабильной и надежной категории покупателей - семейных клиентов.Родителям с детьми очень приглянулся формат мастер-классов по приготовлению пиццы, так как подобных вариантов семейного или корпоративного досуга даже в Душанбе очень немного."Мастер-классы вызывают просто вау-эффект, детишки и родители облепляют кухню и снимают весь процесс на телефоны. Получается всегда очень искренне и радостно, такие семейные мини-праздники. Более того, мы начали получать корпоративные заявки на проведение таких мероприятий. Например, к нам с аналогичной просьбой обратились сотрудники крупного банка", - отметил предприниматель.В итоге сарафанное радио и оперативная доставка помогли таджикскому филиалу "Додо" поставить свой личный рекорд, сходный с российским.Сейчас руководство филиала планирует масштабировать бизнес в стране, до конца года открыв еще одну точку в Душанбе, а затем, вероятно, в Худжанде."Гемотест" - сеть медицинских лабораторийХотя первая лаборатория "Гемотеста" в стране начала свою работу еще в прошлом году, это было пробным шаром для медицинской компании, а по-настоящему завоевывать таджикский рынок она начала в 2022-м, анонсировав строительство собственной исследовательской лаборатории и 50 отделений с суммарным объемом инвестиций в 300 млн рублей.Диалог двух столиц: чем бизнес-визит в Душанбе удивил московские компанииПо словам директора таджикского представительства Алексея Чекалина, среди 170 лабораторных исследований у клиентов более востребованы анализы на инфекции и вирусы, исследования крови на нехватку витаминов и микроэлементов, а также диагностика онкологических заболеваний."Самым большим спросом пользуются клинический анализ крови, общий анализ мочи, измерение в крови глюкозы и гликированного гемоглобина для диагностики сахарного диабета. Ковидные тесты тоже в топе востребованных услуг, так как мы выдаем сертификаты, которые свободно принимают на границе при поездках в другие страны", - пояснил Чекалин.По его словам, сейчас весь биоматериал транспортируется в Душанбе и распределяется в две лаборатории с качественным оборудованием с автоматизированным сортером и анализатором. В среднем результат клиент получает через сутки. Чтобы избежать возможных ошибок, их в электронном виде отправляют специалистам московской лаборатории, которые дополнительно их проверяют.Особое внимание уделяется подготовке персонала, непосредственно работающего с пациентами. Так, для медсестер и администраторов постоянно проводятся курсы повышения квалификации, однако аналогичные занятия организуются и для высококвалифицированных врачей."Мы активно проводим круглые столы для врачей, приглашая как местных, так и российских экспертов. Например, недавно обсуждали инновации в диагностике сахарного диабета, бесплодия, гормонального дисбаланса, инфекций, передающихся половым путем", - отмечает глава таджикского отделения.Что касается разрешительных процедур, то здесь все прошло на удивление гладко. По словам Алексея Чекалина, профильное законодательство в Таджикистане очень похоже на российское, многие госслужащие получали образование в РФ, поэтому стандарты и требования работы для медицинской компании оказались близкими.Особенно рады расширению фирмы стали региональные власти, заинтересованные в инвестициях частного бизнеса и создании рабочих мест. В этом смысле "Гемотест" оказался желанным гостем, потому что в одном только Согде в ближайшее время планируется открыть 15 новых локаций и дать работу нескольким сотням человек.Правда, первые шаги на таджикском рынке не обошлись без трудностей."Конечно, на пути развития мы сталкиваемся с некоторыми сложностями. Есть разница в документообороте России и Таджикистана, поэтому бывают ситуации, когда перед арендой помещения под лабораторию мы даже сами помогаем собственнику подготовить комплект документов, - поясняет Алексей Чекалин. - Другой пример - это владение русским языком в сфере профессиональной терминологии. Также в небольших городах иногда возникают сложности с подбором медсестер, поскольку многие специалисты, особенно молодые, стремятся в большие города".По словам директора, на стартовом этапе "Гемотесту" оказало поддержку Торгпредство России и его руководитель Евгений Кореньков, который помогал выстраивать коммуникацию с Минпромторгом Таджикистана, искать новые площадки для взаимодействия с местным бизнесом и налаживать цепочки поставок.Сейчас в планах компании - расширить присутствие в согдийском регионе и расширить перечень услуг для населения, в том числе проведение молекулярно-генетических исследований в области репродукции и предрасположенности к заболеваниям.
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2022
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_TJ
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/07e6/0c/03/1053252056_0:0:911:683_1920x0_80_0_0_5e4e0871ca3112700156151b50df315f.jpgSputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
россия таджикистан бизнес
россия таджикистан бизнес
ДУШАНБЕ, 25 дек — Sputnik. Этот год можно смело назвать годом российского бизнеса в Таджикистане. В последние несколько лет в страну заходило все больше компаний из РФ, но санкции и поиск новых рынков окончательно обозначили для многих предпринимателей поворот с Запада на Восток.
И это только начало - в следующем году в Таджикистане начнут работу "Яндекс.Такси" и крупный ритейлер "Вкусвилл", совместно с Boxberry запустивший доставку товаров в страну.
Правда, стоит сказать, что не всем удается одинаково успешно завоевать нишу на рынке, а те, кто смог, часто не готовы об этом рассказывать открыто. Однако мы смогли поговорить с представителями трех крупных фирм, работающих в очень разных сферах - транспорт, фастфуд, медицина, - и узнать, как они нашли свое место под солнцем и сложно ли это.
О разнице таджикской и российской бизнес-культур, неочевидных подводных камнях и особенностях развития брендов в новой среде - в материале Sputnik Таджикистан.
"Грузовичкоф" - автомобильные грузоперевозки
Как и в случае почти с любой другой зарубежной компанией в стране, появлению "Грузофичкоф" в Таджикистане предшествовал тщательный анализ рынка.
По словам руководителя филиала Масрура Ризоева, во время своего обучения и проживания в Москве он убедился, насколько сервис коммерческих грузоперевозок в большом городе упрощает людям жизнь.
После чего решил взглянуть, как обстоят дела в Таджикистане и в целом по региону?
"Если брать наших соседей в регионе - Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан, - там транспортный бизнес неплохо развит. А в Таджикистане подобного сервиса не было. Да, есть небольшие компании, есть частники - но никто не предоставляет полный спектр услуг, связанных с транспортировкой и переездом", - отмечает Ризоев.
Хотя выход на рынок состоялся в феврале 2022-го, предварительный анализ бизнес-среды занял почти год. Российский головной офис договорился с местными партнерами делить расходы и прибыль поровну, после чего была составлена стратегия развития и началась рутинная работа - обучение водителей, брендирование грузовиков, переговоры с Минтрансом, получение лицензии.
Основной и самой сложной задачей для компании оказалась подготовка кадров и успешная рекламная кампания, без которой дальнейшее развитие в Таджикистане было бы невозможно.
"Залог нашей успешной работы - это диспетчеры. Конечно, было много кандидатов, работавших в обычном такси. Но это большая разница - для заказа в обычном такси достаточно 10-15 секунд, а в грузовом требуется много уточнений. Оператор должен не только принять звонок, но и мотивировать клиента, чтобы тот машину заказал", - пояснил представитель "Грузовичкоф".
Что касается рекламы, то здесь очевидной проблемой стало санкционное давление и проблема раскрутки с российских аккаунтов. В итоге таджикским партнером пришлось раскручивать маркетинговую кампанию буквально с нуля.
"Когда мы только запустили сервис, звонков было откровенно мало. Но когда начали активный маркетинг в соцсетях, то стали поступать звонки от клиентов. И вот тогда оказалось, что в плане сервиса в реальности все получается немного не так, как мы ожидали", - вспоминает Масрур Ризоев.
По его словам, предполагалось, что клиент сразу оценит новую нишу с прозрачными фиксированными тарифами и понятным выбором услуг. Однако многие предпочитали сходу торговаться на манер рынка, рассчитывая на большую скидку.
Впрочем, программу бонусов разработали сразу с учетом количества заказов или корпоративных пакетов. Это позволило за короткий срок наладить сотрудничество с целым рядом фирм - от перевозки непосредственно в интересах компаний до льготных перевозок для сотрудников. Раскрутке сервиса также немало помог и национальный бренд.
"Когда люди узнают, что "Грузовичкоф" изначально российский, для них это знак качества, что ни странно. Но и нас это ко многому обязывает. Часто компании с иностранным капиталом или вывеской спустя какое-то время работы теряют в качестве, а мы прям строго стараемся придерживаться стандартов сервиса", - отмечает Ризоев.
По его словам, сейчас автопарк "Гурзовичкоф" насчитывает 30 брендированных авто и еще порядка 12 ожидают бронирования. Большинство - стандартные 1,5-тонники Hyundai Porter. Однако есть машины и большей и меньшей грузоподъемности - как раз поиски составления автопарка, наиболее подходящего под нужды душанбинцев, и являются одной из основных текущих задач компании.
Впрочем, Душанбе дело не ограничивается - в планах компании запуск сервиса в Худжанде в конце этого или начале следующего года, а затем, возможно, в Кулябе и Бохтаре.
По словам руководителя филиала, тут многое зависит от специфики рынка, который, несмотря на малые размеры Таджикистана, сильно различается от города к городу.
"Например, в столице грузовые перевозки обычно оцениваются по километражу - то есть водитель спрашивает: "Куда едем?" А в Худжанде не спрашивают, куда едем. Водитель интересуется: "Что за груз, какой вес?" - поясняет бизнесмен.
Что касается другой специфической особенности работы в стране, в отличие от России и Казахстана, то немалую роль в формировании заказа играют погодные условия.
"Если дождь, то проверено - заказов очень мало, никто не хочет грузить мебель в плохую погоду, пусть и в закрытый грузовик. Также и в жару - кому захочется переезжать летом посреди дня, когда воздух раскалится до +45 градусов. Даже если работу будут выполнять грузчики. То есть в июле пик заказов приходился на поздний вечер", - подчеркивает Ризоев.
К слову, помощь грузчиков сразу в придачу к машине - стандартная услуга в большинстве транспортных компаний и в России, и в странах Центральной Азии - оказалась здесь в новинку, поскольку люди привыкли либо перетаскивать вещи сами, либо заказывать грузчиков отдельно.
"У нас народ привыкает только к такому виду услуг. Я уверен - потребуется еще несколько лет, чтобы люди восприняли подобный сервис как само собой разумеющееся, - утверждает предприниматель. - Но уже сейчас про услуги грузчиков спрашивают намного больше. То есть клиенты привыкают, что не надо экономить на своем комфорте или здоровье".
"Додо Пицца" - сеть ресторанов быстрого питания
В 2019 году "Додо Пицца" установила рекорд в России по количеству приготовленных пицц за сутки в одной точке, что закрепило за ней статус самой быстро развивающейся и одной из наиболее узнаваемых молодых компаний в сфере фастфуда.
И выход пиццерии на таджикский рынок уже был в значительной степени обусловлен узнаваемостью бренда среди тех, кто часто бывал в России.
"С этим больших проблем не было - мы смотрели на людей в Таджикистане и понимали, что многие из них либо жили, либо часто ездили в Россию. И точно пробовали или слышали про наш продукт. Но, конечно, для нас это в любом случае был челлендж", - поясняет маркетолог Фируз Сафаров.
Однако первым договорам и заявкам на регистрацию франшизы предшествовал тщательный анализ конкурентности и насыщенности рынка. Ведь если в соседних Узбекистане и Кыргызстане с этим проблем не было, то в Китае филиалы "Додо" не выдержали конкуренции и вынуждены были свернуть бизнес.
"Неудивительно, что мы ориентировались на опыт близлежащих стран, то есть на Узбекистан и Кыргызстан. Потому что в плане вкусовых привычек потенциальных клиентов наши страны более-менее похожи, - отметил Сафаров. - У нас были некоторые сомнения на счет востребованности продукта, поскольку в Таджикистане устоявшиеся кулинарные традиции, очень популярна национальная кухня, и были опасения, что пицца не зайдет. Но, как оказалась, она пользуется большим спросом".
После исследования начался достаточно долгий бюрократический процесс, неизбежный для любой иностранной компании в Таджикистане. Нюанс был в том, что первое отделение "Додо Пиццы" находилось на центральном проспекте Рудаки. А значит, любое решение по реконструкции или серьезной перепланировке требовало отдельного согласования в архитектурном комитете и районном хукумате. Это не считая разрешения от санэпидслужбы и налогового комитета.
В итоге с подачи первых заявок в архитектурный комитет, районый хукумат и санэпидемслужбу до открытия филиала прошло полгода - относительно немного по меркам Душанбе.
Именно на этапе согласования проявились самые яркие отличия между бизнес-культурой в России и в Таджикистане. По словам Фируза, чтобы договориться о чем-то с деловым партнером в РФ, достаточно сделать один телефонный звонок, обменяться контактами и решить вопрос чуть ли не по электронной почте.
В Таджикистане все моменты обязательно должны обсуждаться при личной встрече, даже если детали соглашения были оговорены заранее.
"Даже если мы договорились по телефону, потом нам обязательно нужно встретиться лицом к лицу. Это было немного необычно для меня, привыкшего многие вопросы решать удаленно, по телефону. Но с другой стороны, в РФ мы даже не можем украсить пиццерию шариками, не оформив предварительный договор. А здесь после личного знакомства достаточно пожать руки и начинать работать. Как мне кажется - это классная национальная особенность", - подчеркнул он.
По словам предпринимателя, при выходе на таджикский рынок "Додо Пицце" важно было сохранить главную фишку бренда - открытость для рядового потребителя вплоть до возможности наблюдать, как работает кухня во время приготовления его заказа. И тут самыми популярными запросами клиентов оказались санитария и соответствие продуктов базовым религиозным нормам.
"Самое главное возражение - почему сотрудники работают без перчаток? Но мы стараемся объяснить, что само наличие перчаток - это иллюзия чистоты. Зато наши сотрудники на каждом этапе приготовления обрабатывают руки антисептиком. Ну и второй вопрос - это халяль. Мол, раз бренд российский, нет ли тут свинины? Спешу отметить - вся наша продукция халяльная. Первое, что мы сделали, составляя меню, - это адаптировали ассортимент продуктов под вкусы потребителя", - отмечает Сафаров.
Правда, с самим меню периодически возникают сложности. Дело в том, что Москва проводит очень строгий аудит филиалов на соответствие качества. И часто среди производителей на местном рынке не удается найти подходящего поставщика.
Например, в Таджикистане существует всего одна молочная компания, делающая сыр нужной марки. Из-за чего пиццерия становится сильно зависимой от единственного производителя. В итоге вопрос приходится решать за счет импорта.
"Мы много ингредиентов заказываем из России, и здесь возникает сложность с пересечением двух границ. Из-за этого мы вынуждены планировать объем заказов на большой срок и закупать относительно большие партии, что всегда немного рискованно. Например, недавно мы заказали буквально несколько тонн сыра. Но овощи и зелень мы закупаем у местных производителей, а мясо - в Узбекистане", - рассказывает маркетолог "Додо Пицца".
Само же качество приготовления выборочно проверяют по системе "тайный покупатель" - тоже весьма новаторский подход по меркам таджикского сектора услуг.
Необычный уровень сервиса сыграл немалую роль в раскрутке бренда, также как ориентированность не просто на доставку, но и на завоевание симпатий самой стабильной и надежной категории покупателей - семейных клиентов.
Родителям с детьми очень приглянулся формат мастер-классов по приготовлению пиццы, так как подобных вариантов семейного или корпоративного досуга даже в Душанбе очень немного.
"Мастер-классы вызывают просто вау-эффект, детишки и родители облепляют кухню и снимают весь процесс на телефоны. Получается всегда очень искренне и радостно, такие семейные мини-праздники. Более того, мы начали получать корпоративные заявки на проведение таких мероприятий. Например, к нам с аналогичной просьбой обратились сотрудники крупного банка", - отметил предприниматель.
В итоге сарафанное радио и оперативная доставка помогли таджикскому филиалу "Додо" поставить свой личный рекорд, сходный с российским.
"Мы недавно отметили достижение - 500 заказов в день. Для пиццерии в Таджикистане это отличный показатель. Учитывая, что средний неплохой результат - 300 заказов. И это особенно нетипично для ноября, поскольку в конце года мы всегда наблюдаем спад из-за того, что люди копят к празднику и откладывают на подарки", - подчеркнул Фируз Сафаров.
Сейчас руководство филиала планирует масштабировать бизнес в стране, до конца года открыв еще одну точку в Душанбе, а затем, вероятно, в Худжанде.
"Гемотест" - сеть медицинских лабораторий
Хотя первая лаборатория "Гемотеста" в стране начала свою работу еще в прошлом году, это было пробным шаром для медицинской компании, а по-настоящему завоевывать таджикский рынок она начала в 2022-м, анонсировав строительство собственной исследовательской лаборатории и 50 отделений с суммарным объемом инвестиций в 300 млн рублей.
По словам директора таджикского представительства Алексея Чекалина, среди 170 лабораторных исследований у клиентов более востребованы анализы на инфекции и вирусы, исследования крови на нехватку витаминов и микроэлементов, а также диагностика онкологических заболеваний.
"Самым большим спросом пользуются клинический анализ крови, общий анализ мочи, измерение в крови глюкозы и гликированного гемоглобина для диагностики сахарного диабета. Ковидные тесты тоже в топе востребованных услуг, так как мы выдаем сертификаты, которые свободно принимают на границе при поездках в другие страны", - пояснил Чекалин.
По его словам, сейчас весь биоматериал транспортируется в Душанбе и распределяется в две лаборатории с качественным оборудованием с автоматизированным сортером и анализатором. В среднем результат клиент получает через сутки. Чтобы избежать возможных ошибок, их в электронном виде отправляют специалистам московской лаборатории, которые дополнительно их проверяют.
Особое внимание уделяется подготовке персонала, непосредственно работающего с пациентами. Так, для медсестер и администраторов постоянно проводятся курсы повышения квалификации, однако аналогичные занятия организуются и для высококвалифицированных врачей.
"Мы активно проводим круглые столы для врачей, приглашая как местных, так и российских экспертов. Например, недавно обсуждали инновации в диагностике сахарного диабета, бесплодия, гормонального дисбаланса, инфекций, передающихся половым путем", - отмечает глава таджикского отделения.
Что касается разрешительных процедур, то здесь все прошло на удивление гладко. По словам Алексея Чекалина, профильное законодательство в Таджикистане очень похоже на российское, многие госслужащие получали образование в РФ, поэтому стандарты и требования работы для медицинской компании оказались близкими.
Особенно рады расширению фирмы стали региональные власти, заинтересованные в инвестициях частного бизнеса и создании рабочих мест. В этом смысле "Гемотест" оказался желанным гостем, потому что в одном только Согде в ближайшее время планируется открыть 15 новых локаций и дать работу нескольким сотням человек.
Правда, первые шаги на таджикском рынке не обошлись без трудностей.
"Конечно, на пути развития мы сталкиваемся с некоторыми сложностями. Есть разница в документообороте России и Таджикистана, поэтому бывают ситуации, когда перед арендой помещения под лабораторию мы даже сами помогаем собственнику подготовить комплект документов, - поясняет Алексей Чекалин. - Другой пример - это владение русским языком в сфере профессиональной терминологии. Также в небольших городах иногда возникают сложности с подбором медсестер, поскольку многие специалисты, особенно молодые, стремятся в большие города".
По словам директора, на стартовом этапе "Гемотесту" оказало поддержку Торгпредство России и его руководитель Евгений Кореньков, который помогал выстраивать коммуникацию с Минпромторгом Таджикистана, искать новые площадки для взаимодействия с местным бизнесом и налаживать цепочки поставок.
Сейчас в планах компании - расширить присутствие в согдийском регионе и расширить перечень услуг для населения, в том числе проведение молекулярно-генетических исследований в области репродукции и предрасположенности к заболеваниям.