Диалог двух столиц: чем бизнес-визит в Душанбе удивил московские компании

© МЭЦ Бизнес-миссия Московского экспортного центра в Душанбе
 Бизнес-миссия Московского экспортного центра в Душанбе - Sputnik Таджикистан, 1920, 03.12.2022
Подписаться
Российские предприниматели хотят открыть для себя новые рынки сбыта, но в Таджикистане для этого им, возможно, потребуются особый подход к клиенту
ДУШАНБЕ, 3 дек — Sputnik. В Душанбе завершилась бизнес-миссия Московского экспортного центра, в рамках которой 20 московских компаний представили партнерам из Таджикистана свою продукцию.
Среди них - разработчики IT-продуктов, производители питания, предприятия косметической, химической и деревообрабатывающих отраслей.
Координатором данной встречи выступило Торгпредство России, чье руководство планирует наладить взаимовыгодное партнерство российского и таджикского бизнеса. Для многих московских компаний это номер один визит в республику и попытка узнать потенциального клиента.
"Это первое наше соприкосновение с Таджикистаном после изучения аналитики. Поэтому мы пригласили максимально разнообразные компании и будем изучать, какая продукция здесь особенно востребованная, в какие ниши можно будет встраиваться. И уже к следующему визиту будет больше понимания, что здесь востребовано," – рассказывает представитель МЭЦ Людмила Пикалова.
Sputnik Таджикистан решил узнать у московских предпринимателей, чем их удивил местный рынок, какие у компаний ожидания от сотрудничества с местными контрагентами и что за подводные камни могут встретиться на этом пути.
Если говорить о сферах экспорта, где россиянам в вопросах приходится конкурировать либо между собой, либо вообще с предприятиями совершенно иных направленностей, - то это, в первую очередь – деревообработка и поставка пиломатериалов.
Россия является главным и доминирующим поставщиком древесного сырья в Центрально-Азиатском регионе, однако за долгие годы многие ниши сбыта уже были распределены между поставщиками и контрагентами.
Однако благодаря увеличениям темпов строительства в Таджикистане в последние 5 лет у новых компаний появился шанс побороться за рынок.
В Душанбе с бизнес-миссией прибыли 20 московских компаний
"Строительный бум в Таджикистане нельзя не заметить. Это огромные перспективы и серьезные масштабы, поскольку в каждой хорошей квартире желателен деревянный пол. Причем потребителя не интересуют такие материалы, как МДФ или ДСП - они хотят древесный массив, хотят живого тепла, хотят, чтобы было солидно, качественно" – рассказывает представитель компании Russian Sawmills Олег Янович.
По его словам, компания пока не углубляется в мелкую столярную отрасль, но, в принципе, готова выпускать на рынок всю необходимую номенклатуру - чуть ли не до разделочных досок. Но основной фокус – это строительный сектор или мебельное производство, где сейчас флагманом являются турецкие фирмы.
Куда сложнее происходит в тех сегментах, где существует жесткая конкуренция, например, в поставках продуктов питания и, в частности, напитков. Соперничать приходится не только с международными гигантами, но и с местными крупными производителями вроде "Сиёмы" и "Оби Зулола".
И потому новым игрокам необходим доскональный анализ рынка и понимание своих возможных преимуществ, вплоть до новых рецептов, необычной упаковки или разработка рекламной компании под местные вкусы.
Россия поддержит предпринимателей из стран СНГ
"Для нас были удивительными вкусовые предпочтения людей, которые, как оказалось, сильно отличаются от привычных нам. Если наша продукция, пробники которой мы привезли, нам сладкой, то для местных потребителей она оказалась даже недостаточно сладкой. Соответственно, если мы хотим выйти на рынок, то нам надо менять рецептуру, согласно интересам местных покупателей. Пожалуй, это то, что удивило меня больше всего", - отмечает представительница компании "Пей-Ка" Екатерина Штанько.
Среди неожиданных плюсов в Таджикистане она отметила хорошую презентацию товаров, в большинстве крупных столичных магазинов, типа "Ашана", "Пайкара" или "Ёвара".
Ещё одним экспортным направлением, которое некоторые российские компании начали осваивать ещё с конца прошлого года, можно назвать косметику и в целом бьюти-индустрию. Тут главные сложности начинаются у брендов, производящих профессиональную, а значит – недешевую косметику.
"Как говорили мне сами люди, "в Таджикистане люди очень хорошие, но небогатые". Конечно, в Душанбе, в большом городе, потребитель поразборчивее. Но если отъехать чуть подальше, там большинство потенциальных покупателей уже не так хорошо распознают качество продукции. То есть условно разницу в креме за 10 или за 100 рублей, где в одном случае крашеный вазелин, а в другом - хорошо подобранный состав", - подчеркнул основатель компании NIKK MOLE Антон Корж.
Бохтар расширяет торговлю с Курганской областью
Правда, он отметил, что для российских компаний, производящих уходовую косметику в Таджикистане есть весьма неожиданная ниша. Так NIKK MOLE собирается активно заниматься не только женской, но и мужской линейкой.
"Когда мы решили оценить восточный рынок, то выяснилось, что многие мужчины уделяют внимание уходу ничуть не меньше, чем женщины - так что это очень большая ниша", - отмечает Корж.
Возможно, именно поиск альтернативных путей продвижения своей флагаманской продукции и является залогом успеха для московских компаний.
По крайней мере, об этом говорит статистика предыдущих лет, согласно которой объем экспорта готовой продукции из Москвы в Таджикистан в 2021 году составил 5,4 млрд рублей, что почти на 30% больше показателей 2020-го.
Лента новостей
0