Он рожден из российских новостей о мнении болгарских блогеров. Докладываем: болгары все еще молодцы, пишет колумнист РИА Новости.
Они по-прежнему наиболее пророссийский народ Евросоюза, как следует из проведенного по заказу Еврокомиссии соцопроса. Они в абсолютном большинстве своем выступают против отправки оружия в ВСУ и другой помощи Киеву.
Они с февраля проводят шествия, манифестации и стачки с антиукраинскими и антинатовскими лозунгами, а иногда и под российскими флагами.
Они даже залепили снежком в физиономию премьер-министру Кирилу Петкову, заставив того ретироваться за спинами охраны и под крики "Предатель!". Подсудная, между прочим, форма народного протеста.
Поэтому к болгарам как к народу — никаких претензий, только сочувствие. Давно об этот народ не вытирали ноги столь показательно, как вытирают теперь (последним был, кажется, Гитлер, но это не точно).
Сейчас София вооружает Киев официально — по постановлению Народного собрания, то есть парламента. Это четвертый его состав за два года, а в этом году болгары, скорее всего, изберут пятый из-за хронической неспособности основных сил договориться между собой о коалиции.
Но в нашей ситуации важно не это, а то что предыдущему составу назначить полноправное правительство все-таки удалось — правительство того самого Петкова.
Два месяца спустя началась СВО, и Национальное собрание прямо запретило кабинету министров снабжать ВСУ: починке техники — да, отправке оружия — нет.
Теоретически это было важное решение, которое немногие тут оценили по достоинству. В Болгарии со времен первой холодной войны сохранились обширные арсеналы вооружений советского образца.
На месте и многие производственные мощности — без чудес, но так, чтоб можно было клепать стрелковое оружие и боеприпасы с завидными для прочей Восточной Европы темпами.
Роль Болгарии в СВО могла быть значительной — и она действительно стала значительной.
Как выясняется теперь, Петков и его машерочка — бывший вице-премьер и министр финансов Асен Василев все-таки распотрошили болгарские арсеналы в пользу ВСУ вопреки резолюции парламента и мнению народа.
Сейчас по этому поводу запущено парламентское расследование.
Поскольку состав Народного собрания тот же, который украинский ленд-лиз утвердил, оно вряд ли будет иметь для Петкова невыносимо неприятные последствия вроде обвинений в госизмене или чего-то в том же духе, что он вполне заслужил.
Петков и Василев признались сами, можно даже сказать — похвастались. По словам экс-премьера, именно он придумал схему с прослойкой в виде других стран НАТО, благодаря которой оружие не направлялось в Киев напрямую, то есть формально запрет парламента был соблюден.
Он же якобы предложил эту схему на срочном совещании лидеров стран альянса после начала спецоперации. И он же лично позаботился о том, чтобы Болгария заместила Украине значительную часть от тех объемов дизеля, которые раньше закупались у Беларуси.
Если верить Петкову, дизель для украинской военной техники производился в том числе из российской нефти — и в том числе на НПЦ, принадлежащем "Лукойлу". Авторство этой комбинации экс-премьер тоже приписывает себе.
Благодаря всему этому даже авторитетное американское издание Politico теперь утверждает, будто Болгария буквально спасла Киев.
То есть получается, спасли его Петков и Василев — вопреки воле болгар, вопреки избранному парламенту, вопреки даже международным правилам торговли оружием, по которым конечный получатель обязательно должен быть прописан в контракте.
В том, что эти двое участвуют в конкурсе на звание лучшего друга Киева, ничего удивительного нет. В этом конкурсе много кто участвует — и американцы, и британцы, и поляки, и Эммануэль Макрон с его колесными танками.
Но, кажется, только Петков и Василев участвуют вот эдак — нога на ногу и с показаниями, как дурили народ, парламент и коллег по правительству, а иначе, мол, и не могли, поскольку в Болгарии слишком много "пророссийских агентов".
Тут важно подчеркнуть, что эта парочка — не пенсионеры, а действующие политики, претендующие на голоса избирателей и на возвращение к власти.
Они не могут не знать, что сделанное ими противоречит позиции подавляющего большинства граждан Болгарии и имеет признаки государственного преступления. В таком обычно следователям признаются, а не журналистам хвастают.
Но если ответ тебе держать не перед народом, а перед американским посольством, все становится на свои места. Правда, столь яркая демонстрация фиктивности болгарской демократии и отсутствия у страны суверенитета достается не каждому.
Болгары далеко не одиноки в том, что не могут выбирать для своей страны внешнюю политику — у всех народов есть такая проблема. Но о них вытерли ноги столь показательно, что закрадывается вполне конспирологическая версия о намеренном наказании гордости тех, кто посмел шагать не в ногу.
Киев на фоне описываемых событий назначил в Софию нового посла — "сексолога", "гипнотизера" и "гештальт-терапевта" (редкий случай, когда для профессиональной идентификации нужно столько кавычек) Олесю Илащук с полным отсутствием опыта государственной службы и дипломатической практики.
Довольно красноречивый жест уважения к государству, которое "спасло Украину" ценой большой лжи и расхищения арсеналов.
Таким образом, Болгария одновременно и вассал проукраинской коалиции и немного изгой, потому что на уровне народа поглядывает в сторону России без положенной ныне ненависти. На редкость неудачно раскорячилась.
Другое дело, что это хорошо знакомый болгарам путь, их собственная планида. И до восстановления независимости, и после население Болгарии в массе своей симпатизировало русскому брату, а власть почти всегда была не только прозападной — с ориентацией на немцев и англичан, но и принципиально антироссийской.
Корни этого иногда ищут в историческом конфликте с Сербией и ревности к Петербургу, который, как казалось Софии, выбрал "любимой женой" Белград, хотя он предпочел как раз таки Софию (к слову, "братушки" — это именно про болгар, сербам это слово лексически чуждо).
Та же ревность была у Белграда, где тоже хватало своих англофилов с русофобами. Но если у сербов антироссийские элиты чередовались с русофильскими, в болгарском случае как будто заело — исключением выглядит только 45-летний период товарища Живкова.
Как следствие, государство, восстановленное силами России, обе мировые войны воевало на стороне ее врагов. И вот, кажется, опять. Чему тут удивляться?
Разве что тому, что воспитанный мальчик-вундеркинд Петков оказался хуже болгарского "анфан террибля" — матерого русофоба, атлантиста, автократа, хама и мафиозо Бойко Борисова, который до него рулил страной десять лет.
Так как Борисов был (и остается) честным вражиной, застолбившим под себя Болгарию как феодальную землю, а его сменщик — подлый, трусливый тип, окончательно сдавший ключи управления государством куда-то в Брюссель и Вашингтон.
Поэтому мы болгарам и сочувствуем. Поэтому — и потому, что они сочувствовали нам.
Пройдут годы. Уйдут в небытие Борисов, Петков, Василев, а их начальник Байден уйдет даже раньше. Любые политики рано или поздно уходят, а народы остаются.
И если речь не идет о каком-то тайном колдунстве, напоследок сотворенным бегущими из Болгарии османами, то рано или поздно даже вроде бы безнадежные в этом смысле болгары могут свернуть со странной своей планиды, когда самым пророссийским народом Европы раз от разу управляют русофобствующие подлецы, подписывающие родину на чужие авантюры.
С точки зрения дружбы народов пойманный лицом Петкова снежок важнее всего того, что он сделал руками.
Болгары хотя бы попытались. Многие другие идут на заклание молча.