ДУШАНБЕ, 13 фев — Sputnik. В декабре 2022 года ЕАБР впервые представил план инвестиций и поддержки бизнеса не просто в евразийском пространстве, а для отдельной страны, конкретно - для Таджикистана.
Момент выбран удачный - аналитики банка прогнозируют рост экономики республики на 6% в 2023 году и на 5,8% в 2024 году, это более высокие темпы роста, чем в других странах региона, даже в экономически более благополучном Казахстане.
Помочь в этом должны в том числе инициативы ЕАБР по развитию бизнеса, энергетики, сельского хозяйства и логистики.
Sputnik Таджикистан решил подробно разобраться, как именно будет осуществляться страновая стратегия банка до 2026 года и поможет ли она сделать качественный рывок в развитии национальной экономики.
Запуская турбину, не теряем ни капли
По словам зампредседателя правления ЕАБР Руслана Даленова, фактически стратегия базируется на трех китах.
Первый мегапроект - это водно-энергетический комплекс, потенциал которого по-прежнему огромен, даже несмотря на модернизацию Нурека и постепенный запуск Рогунской ГЭС.
Второй - евразийская товаропроводящая сеть, предусматривающая строительство больших оптово-розничных центров для хранения сельхозпродукции. По мнению аналитиков, это станет надежной основой не только для торговли, но и для продовольственной безопасности всего региона.
И наконец, третий компонент стратегии - гигантская товаропроводящая сеть размером со всю Центральную Азию, которая ускорит товарооборот между странами региона и позволит продукции Таджикистана и Кыргызстана - стран, не имеющих выхода к морю, - достичь портов намного быстрее, чем сейчас. А значит, увеличить объемы экспорта.
Похожие трехсоставные масштабные программы существуют в ЕАБР также для Кыргызстана и Армении, где структура экономики очень напоминает таджикистанскую, то есть зависит от торговли с соседями, сельского хозяйства и развития энергокомплекса.
"Мы выделили не менее 400 млн долларов по каждому из направлений. Такая поддержка должна обеспечить прорывной рост деловой активности в Таджикистане, Кыргызстане, Армении - это прямо прописано в общей стратегии банка. И реализация даже одного компонента этих мегапроектов в одной только стране обязательно даст положительный мультипликативный эффект в соседних странах", - отмечает Руслан Даленов.
С энергетикой все наиболее просто и понятно. Цель мегапроекта ЕАБР - повышение эффективности использования водных ресурсов и оптимальное развитие электроэнергетического комплекса.
В этой сфере Таджикистан является региональным лидером - по оценке экспертов, неизрасходованный гидроэнергетический потенциал страны составляет 70%. Эти ресурсы не используются в достаточной сфере или применяются недостаточно эффективно.
И это огромная проблема, учитывая, что в большинстве стран Центральной Азии дефицит воды на фоне климатических изменений составляет 26% от необходимого количества, а нехватка электроэнергии по региону - порядка 5 млрд квт⋅ч/год.
Потому фонды Евразийского банка хотят поддержать государственные и частные проекты в энергетике, которые помогут повысить эффективность регулирования стока рек, модернизировать систему орошения и внедрить современные методы полива, сократив дефицит водных ресурсов.
"Проект важен хотя бы потому, что нынешнее энергопотребление в регионе неэффективно, и возможно экономить в два раза больше ресурсов при водозаборе и ирригации", - отмечает Руслан Даленов.
В идеале его реализация позволит, с одной стороны, снизить нагрузку на экологию (до 40% экономии водных ресурсов и снижения выбросов СО2 ежегодно на 5 млн тонн), а с другой - удовлетворит растущий спрос на электроэнергию (к 2035 году увеличение потребления прогнозируется на 46%).
Фрукты выходят из тени
Куда интереснее дело обстоит с другим мегапроектом, Евразийской товаропроводящей сетью (ЕТПС). Его цель - создание инфраструктуры для развития общего рынка сельхозпродукции в ЕАЭС и в странах-партнерах.
Если прийти в любой гипермаркет России или Казахстана и задаться вопросом "а много ли здесь на прилавках таджикских фруктов и овощей", то правильный ответ будет: больше, чем годами ранее, но намного меньше, чем могло бы быть.
Вопрос с охватом новых рынков вообще довольно болезненный для аграриев Таджикистана. За последние годы благодаря договоренностям между Москвой и Душанбе, запуску "Агроэкспресса" и 50%-ным скидкам от РЖД на перевоз продукции сельскохозяйственным предприятиям удалось за 5 лет значительно нарастить экспортные поставки, по некоторым позициям - даже в 2-3 раза.
Однако главная проблема - недостаток оптово-распределительных центров и специальных складов хранения - до сих пор не решена. Из-за чего значительная часть "скоропорта" просто не доезжает до покупателя.
"Центральная Азия - одна из крупнейших на континенте территорий по размерам обрабатываемой земли и производству аграрной продукции - в регионе располагаются порядка 10% мировых сельхозугодий при всего 3% от мирового населения. И при этом 40% продуктов не доходит до потребителя за счет потерь в хранении и перевозке", - отмечает директор стратегических проектов ЕАБР Виктор Лебедев.
По его словам, задача по обеспечению продовольственной безопасности к 2030 году в мировом масштабе, скорее всего, не будет выполнена, а значит, спрос на таджикскую и в целом на центральноазиатскую сельхозпродукцию будет только расти. И потому банк хочет инвестировать в создание систем хранения с/х товаров мощностью до 1,2 млн тонн.
"Это одно из наших приоритетных направлений - обеспечить финансирование проектов, привлекательных с точки зрения экспорта, и на рынке Евразии, и в третьи страны. И мы не то что готовы - мы должны профинансировать подобные проекты в государствах ЕАБР на сумму в 400 млн долларов до 2026 года", - уточнил Лебедев.
Предполагается, что основой ЕТПС станет цифровая платформа, пользователями которой будут выступать как государственные, так и коммерческие организации в сфере агропрома и логистики.
Создание новых объектов хранения и распределения продовольственных товаров, предприятий производства и переработки дадут десятки тысяч новых рабочих мест в регионе в целом и тысячи - конкретно в Таджикистане.
Но что важнее, строительство таких продовольственно-складских хабов позволит увеличить объем выпуска товарной аграрной продукции на 5-7% и обеспечит продовольственную безопасность для 228 млн человек, утверждают в ЕАБР.
Вези, храни, продавай
Однако само по себе создание таких масштабных хранилищ бессмысленно, если не отлажена логистика и не развита дорожная инфраструктура. И именно эту задачу должна решить самая важная часть проектной мегатриады от ЕАБР - Евразийский транспортный каркас.
Он представляет собой сеть международных транспортных коридоров по осям Восток - Запад и Север - Юг, которая "дотягивается" до Китая, Индии и Европейского союза, по-настоящему объединяя всю Евразию в единую транспортную группу.
По мнению аналитиков ЕАБР, континентальное расположение стран Центральной Азии увеличивает издержки транспортировки, делает нерентабельными производства и, как следствие, снижает прибыль компаний и благосостояние населения. А значит, региону нужна более совершенная транспортная сеть, которая даст второе дыхание торговле и бизнесу в странах ЦА. Так и появился проект Евразийского каркаса.
"Во-первых, это более короткие сроки доставки грузов. Примерно в 2-3 раза быстрее, чем использовать традиционные морские пути. Во-вторых, значительное уменьшение - до 25% - выброса парниковых газов при переброске грузов, и, главное, в 2 раза меньшее "плечо", то есть расстояние между начальным и конечным пунктами доставки груза", - заявляют разработчики проекта.
Еще лет 7 назад проект был неактуален для Таджикистана - как видно на карте, основные точки маршрута, где находятся крупные логистические центры, располагались на территории Казахстана, России, Китая и Ирана, и доступ к этим транспортным осям был затруднен.
Но за последние годы благодаря запуску новых транспортных коридоров, появлению новых ж/д маршрутов с Россией, Узбекистаном и Туркменистаном, строительство новых и модернизация старых дорог уже позволяют стать бенефициаром этого мегапроекта.
"Для всего региона, потенциал коридора - увеличение грузопотока в 15-30 раз. Но для Таджикистана этот каркас имеет особое значение как самый быстрый и легкий способ достичь моря, достичь портов и на Каспии, и в Европе", - рассказал Sputnik Таджикистан директор стратегических проектов ЕАБР Виктор Лебедев.
В конечном итоге это означает увеличение в разы таджикского аграрного экспорта и развитие сельского хозяйства, которое будет идти бок о бок с внедрением упомянутых ранее более эффективных систем ирригации.
Кредитный спринт для коммерсанта
Сейчас проект Евразийского каркаса находится на стадии разработки предпроектной документации и будет существовать в формате государственно-частного партнерства. Всего на развитие ключевых инвестпроектов ЕАБР до 2026 года планирует направить 1,2 млрд долларов и запустить финансирование не позднее начала 2024 года.
Но остается главный вопрос - как самим предприятиям и бизнесу в странах Центральной Азии и конкретно в Таджикистане стать участниками программ ЕАБР? Как претендовать на финансовую поддержку организации, если обычно только рассмотрение инвестпроекта специалистами подобных банков развития может занимать год или больше?
Осознавая эту проблему и сложность для предпринимателей, ЕАБР создал специальный Фонд технического содействия, который должен помочь заемщику и с формированием пакета документов, и с дальнейшим выходом на рынок.
"Он используется для улучшения институциональной среды и создания благоприятных условий бизнеса. Мы очень любим бенефициаров и потенциальных заемщиков, которые точно знают, чего они хотят. Для них мы помогаем прорабатывать запросы до окончательного решения банка и даже готовы предоставить субсидирование ставки, в случае, если идея хорошая, но заемщик немного не вытягивает по финансам", - пояснила Sputnik Таджикистан координатор фонда Анна-Мария Чкония.
В 2022 году фонд начал активно наращивать деятельность в Таджикистане и помог вывести на рынок сразу 4 проекта, один из которых - предприятие по производству светодиодных изделий - должен получить финансирование банка в размере 3,5 млн долларов.
По словам Анны-Марии, одно из главных преимуществ подразделения - это скорость рассмотрения заявки.
"Мы знаем, что международные банки развития имеют очень длительные процедуры по запуску проектов. Осознавая это, мы начали большую работу по оптимизации процессов, сократив запуск проектов в среднем до 2-3 месяцев", - подчеркнула она.
Интеграция не ждет
Конечно, стратегия банка появилась не на пустом месте. С одной стороны, это результат аналитической работы экспертов, учитывающих комплексный потенциал стран региона, с другой - приоритетные интересы правительства и страны.
Например, развитие транспортной сети, водной энергетики и обеспечение продовольственной безопасности - это одни из главных тем, регулярно обсуждаемых и президентом, и членами кабмина.
"В том, что на первый план выдвинуты транспортная сфера и логистика, нет ничего удивительного. Таджикистан не имеет выхода к морю, а это понижает эффективность его экономики как минимум на 20%. Чтобы преодолеть это отставание, необходимо подключаться к крупным интеграционным цепочкам, таким как Евразийская товаропроводящая сеть и китайскому мегапроекту "Один пояс - один путь", - считает экономист Нигина Миракилова.
В принципе, власти республики и до этого осознавали важность наличия в стране современных транспортных артерий. Президент Эмомали Рахмон обозначил это направление как одно из стратегических. На прокладку новых автотрасс и железнодорожных путей средств пока почти нет, но вот на реабилитацию и реконструкцию старых удается привлекать зарубежные гранты.
"Без развитой инфраструктуры и логистики невозможен прогресс как во внутренней, так и во внешней торговле. Большие проблемы на этом пути создает преимущественно горный рельеф Таджикистана, но современные технологии дорожного строительства позволяют преодолевать эти трудности. Надо найти способ привлечь их в страну и повсеместно применить", - подчеркивает Миракилова.
Для достижения продовольственной безопасности специалисты ЕАБР разработали план развития агропромышленного комплекса. Причем амбиции авторов простираются не только на обеспечение внутреннего потребления сельскохозяйственной продукции, но и на ее экспорт в страны ЕАЭС.
"Задачей ЕАБР является не только повышение уровня жизни людей, занятых в сельском хозяйстве, за счет создания новых рабочих мест и увеличения добавленной стоимости производимой продукции, но и реализация потенциала Таджикистана как экспортера сельскохозяйственной продукции в страны ЕАЭС. Для этого ЕАБР будет осуществлять развитие сектора производства и переработки сельхозпродуктов, товаропроводящей сети и логистических оптовых центров", - отметил директор ЕАБР в Таджикистане Николай Никулин.
Пока кооперация стран Центральной Азии в сферах водного хозяйства и энергетики оценивается как достаточно невысокая. Как раз план ЕАБР должен посодействовать кооперации энергоситем и экономик стран региона, о которой говорится очень много, но которая продвигается медленнее, чем это необходимо для качественного роста.
"Центральноазиатские страны, действуя согласованно, будут иметь больше возможностей для преодоления структурных проблем развития. Повышение нагрузки на энергетическую систему в условиях активного роста экономической деятельности и связанность стран региона общими бассейнами рек делают безальтернативным их сотрудничество в водно-энергетической сфере", - уверены аналитики ЕАБР.
Кроме того, если предположить, что программная стратегия окажется настолько успешной, как это прогнозируют эксперты банка, то регион будет еще одним коридором между Россией и Китаем - со всеми бенефициями, положенными транзитному маршруту.
Так или иначе подобные инициативы должны поддержать экономики стран - членов ЕАБР сообща. В противном случае на фоне набирающего обороты мирового кризиса и дефицита ресурсов странам региона существовать будет трудновато, а следовательно, альтернативы взаимной интеграции нет.
"Таджикистану нужно как можно скорее определиться со вступлением в ЕАЭС или отказом от него. Первый вариант значительно облегчит положение миллиона наших трудовых мигрантов в России, снизит давящее на них финансовое бремя, а значит, увеличит объем денежных переводов, от которых сильно зависит экономика республики", - советует Миракилова.
По ее словам, сам факт столь долгого нахождения в подвешенном состоянии и колебания по схеме "шаг вперед - два назад" сильно снижает уровень доверия стран союза и негативно влияет на развитие партнерских отношений.
Соответственно, необходимо разрубить этот гордиев узел и строить дальнейшее сотрудничество исходя из принятого решения, уверена эксперт.
У Таджикистана имеются хорошие перспективы для реализации данного стратегического плана. Ведь, по прогнозам аналитиков ЕАБР, по итогам 2023 года рост экономики республики составит 6,5%, а следующего - 5,8%. А в текущем году вообще достижим рекордный результат среди стран региона - 7,5%.
В случае реализации позитивного прогноза банка, к 2026 году Таджикистан сделает прорывной скачок. Главное сейчас - не упустить момент.