Шахноза Даниярова – лауреат конкурса "Таджикистан – моя любимая Родина" и выпускница Новосибирской консерватории, недавно выступившая в Душанбе с Симфоническим оркестром театра им. Айни, под руководством талантливого дирижера Анвара Шоймуродова.
О трудностях музыкальной карьеры, о восприятии музыки детьми, помощи родных в моменты кризиса и любви к творчеству Дениса Мацуева и Толиба Шахиди, Шахноза рассказала в интервью Sputnik Таджикистан.
С чего началось ваше увлечение музыкой?
У меня мама музыкант. В детстве она поняла, что у меня есть слух, тут возникла идея отдать меня в музыкальную школу, где сама и преподавала.
Когда я пошла в первый класс, хорошо помню приятное волнение, и это мне сильно понравилось. Помню, что первое произведение сыграла маме – всего пять секунд, наверное, но это было восхитительно. Правда, восторг со временем пропал, как бывает у многих.
С каждым годом произведения становились все сложнее, и к пятому классу ты уже пытаешься создавать какую-то музыку, штрихи, преобразовываешь динамику. В музыкальном колледже было еще сложнее, а консерватория – отдельная тема.
Изначально – музыка была как хобби, досуг, определенный интерес. Но впоследствии я почувствовала все прелести этого занятия, и это переросло в профессию.
Получается, у вас семья с давними традициями. А если у вас будут дети, хотели бы отдать их в музыкальную школу?
Я хотела, наверное, чтобы они для себя отучились семь классов музыкальной школы, а дальше решали самостоятельно. Считаю, что это очень хорошее начало для ребёнка, он ведь должен быть всесторонне развит.
У вас большая дружная семья – как родные поддерживали вас на протяжении обучения и во время выступлений?
За меня всегда по-особому радуется мама. Каждый раз, перед выступлением, когда я волнуюсь, переживаю, именно мама меня настраивает на игру, дает наставления и всячески поддерживает. Однако я не особо люблю, когда она сидит на концерте, потому что мое волнение увеличивается в несколько раз, даже больше, чем от полного зала зрителей.
Но моя мама совсем не жесткий критик, как это может показаться. Никогда после выступления, она не скажет о моих минусах или неудачной игре, наоборот – ободрит и похвалит. Папа – военный, немного далек от этой сферы, но от него я получаю не меньше поддержки.
Кстати, а человек без хорошо развитого, музыкального слуха может заняться музыкой?
Да, сможет. Но для этого придется очень много его развивать. Все начинается прямо со школы в обучении идёт сольфеджио, детки ходят на хор, ноты поют – учатся потихонечку.
Живой пример – мой племянник. Он сейчас в музыкальной школе в первом классе, ему пока все нравится. И бывает, с энтузиастом садится заниматься, а иногда через не хочу. В этот момент как-то надо помогать ребёнку: сидеть с ним рядом, поддерживать.
А у вас самой были какие-то сложности вовремя учебы, особенно в Новосибирской консерватории?
Если совсем честно – то были моменты, когда прям хотелось все бросить. Мне кажется, у каждого музыканта есть такие периоды, особенно когда начинается работа с какими-то сложными произведениями, которые трудно выучить.
Вообще после колледжа я категорически не хотела в консерваторию поступать. Я понимала, насколько это сложно, сколько отнимает времени и сил. Опять-таки, спасибо маме, что не давала мне унывать и опускать руки. Говорила: "Ну давай, если не идет, попробуем вот так", – садилась со мной и занималась.
Шахноза Даниярова
© из личного архива Данияровой
Ну и что касается сложностей в обучении, то в консерватории была очень тяжелая программа. В Таджикистане она немного легче, а в Новосибирске приходилось заниматься в два раза больше.
Отлично помню, когда я участвовала в конкурсе "Таджикистан – моя Родина" было очень сложное произведение Толиба Шахиди. В каждом отрезке меняется темп, огромные скачки. И вот мама сидела со мной, всё это учила. Я получала колоссальную поддержу.
И когда сейчас она говорит: "Молодец, я тобой горжусь", – для меня это лучшая награда.
А как вы попали на учебу в Новосибирске?
По квоте, я заканчивала 11-й класс в школе и параллельно третий курс в колледже. У меня оставался один год, чтобы сдать госэкзамены, но мы решили попробовать. И вот я поступила, отмучилась, и буквально недавно – дипломированный специалист. Сборами документов занималась мама, пока я готовилась к экзамену в колледже.
Кстати, в Новосибирске я оказалась почти случайно, хотя должна была учиться в Санкт-Петербурге. Был очень тяжелый момент принятия – Новосибирск вместо Питера, – но теперь я считаю, что именно так и нужно было: мне повезло, я училась у шикарных преподавателей, которые направляли и помогали всё это время.
Это оказалось тем более ценно, что я была там поначалу чуть ли не единственная девочка из Таджикистана.
Спустя несколько лет учебы и концертных выступлений, что вы чувствуете, когда исполняете музыку?
В первую очередь, ты понимаешь, какую сложную работу сделал, а теперь с волнением выносишь это на суд публики. И тебе аплодируют, даже кричат – "браво!" – и ты счастлив и горд, что смог всё сделать правильно.
Совсем открыто поделиться ощущением, конечно, непросто: только музыканты полностью понимают, насколько это тяжелый, кропотливый труд, начиная от изучения нот до выправления пальцев ещё в детстве. Сколько уходит нервов на односложное и без ошибки исполненное произведение – это всегда обратная сторона медали.
Чтобы вы понимали соотношение затраченных усилий: ты можешь учить полгода программу, но весь твой выход на сцену – это 15 минут. То есть все полгода твоей работы в этих минутах. И потом ты снова берешься за новую подготовку.
А какое у вас самое любимое и самое сложное произведение?
Честно говоря, ответить сложно. Каждое произведение, в которое вкладываешься – ты в него влюбляешься, потому что пропускаешь через себя. Будь это какая-то крупная форма, будь то пьеса. Наверное, это один из признаков профессионального музыканта.
Даже если выступление длится пять минут, ты за это время проживаешь целую жизнь - полостью погружен, живешь этим моментом. Например, тебе нужно за один концерт сыграть три абсолютно разных по характеру произведения. И ты живешь каждым из них по-разному.
В голове всегда рождается определенный образ. Показываешь любовь, она появляется у тебя в голове, и ты ее демонстрируешь посредством музыки. Также – грусть, печаль и так далее.
Шахноза Даниярова
© из личного архива Данияровой
Тут главная задача – донести до слушателя, чтобы он тоже понял, о чем ты играешь. То есть непросто набор нот, а видение определенной картины. И зритель не должен понимать так же, как и ты, но должен представить свою картину.
Ну и, конечно, каждое сложное произведение у каждого уникально, даже если там один набор нот. Есть определенные штрихи, например, педализация. Где-то ты чувствуешь, что нужно оттянуть нотку, добавить штрихи, и, конечно, так и делаешь.
Нет пианистов, играющих все по шаблону. Композицию, что играл в пятом классе и сейчас, через несколько лет спустя, ты сыграешь иначе, будешь менять восприятие, улучшать технику. Возраст и практика тут тоже играют большую роль.
Когда творить самой становится трудно, кто вас вдохновляет?
Иные талантливые пианисты. Например, Эмиль Гилельс, один из великих мастеров ХХ века. Меня с ним познакомил мой педагог ещё в колледже – Карякина Светлана Николаевна.
Она же открыла мне и творчество Владимира Горовица. Когда слушаешь, как они играют, как они все это воспринимают, – это ну очень воодушевляет.
Но и сегодня, среди ныне живых и выступающих пианистов, много тех, кто может послужить примером или вдохновением. Например, сейчас перед концертом я постоянно слушала Дениса Мацуева. Мне нравилось, как он играет. В каких-то моментах я равнялась на него.
А что слушает молодая пианистка вне классики?
Вы не поверите, всю остальную музыку. И современную, и ретро, и отечественную, и зарубежную.
Я стараюсь после своих занятий вообще классику не слушать, потому что её в жизни и так много. Кроме какой-то концертной программы, ты ещё и играешь свою собственную, что-то учишь, новые пьесы разбираешь. И воспринимаешь это с профессиональной точки зрения.
А когда хочется отдохнуть, даже по улице идешь – хочется разнообразия, контраста. Могу даже бессмысленную эстрадную песню послушать. В общем, у меня очень разносторонний плейлист.
Вы не только музыкант, но и преподаватель. Тяжело ли обучать людей музыке?
Это очень интересная тема. Как оказалось, преподавателем быть намного сложнее, чем исполнителем. Когда ты играешь сам, ты делаешь это так, как хочешь: я художник, я так вижу. И несмотря на всё волнение, ответственности тут намного меньше.
А вот когда играет твой ученик, ты волнуешься в 10 раз больше. Если ты, конечно, как преподаватель отдавал всего себя. Поэтому большая часть пианистов не преподают – так легче.
Даже я, хотя очень люблю детей – иногда легче самой выучить с чистого листа отдельное произведение и сыграть, чем объяснять ребенку каждую нотку.
И в будущем я совсем не планирую учить, это невероятно тяжелый труд, если совмещать с концертной деятельностью. С девяти до шести ты сидишь преподаешь, и у тебя вся эта музыка перемешивается в голове.
И дети все равно впитывают твою энергию, которая не всегда позитивная. Но мне всё равно очень нравится с ними работать, может, потому, что я сейчас с ними на одной волне как преподаватель. И им тоже комфортно со мной.
А возможно, дело в том, что, когда ты что-то знаешь и умеешь, тебе хочется искренне этим поделиться, тебе хочется передать это кому-то ещё. Да, какой-то ребёнок сильнее, какой-то слабее. Но тем вдвойне интереснее заниматься, искать подходы к ученику, ведь когда ты преподаватель – ты и психолог в том числе.
Вот меня и затянуло. Особенно, когда видишь плоды своего труда, удачное выступление ученика – сразу гордость берет: выучил, молодец!
Помимо музыки, вы активно занимаетесь танцами, в частности – зумбой. Почему выбрали именно это направление?
Зумбой я начала заниматься совсем случайно, во время учебы, чтобы разнообразить сидячий образ жизни и привнести немного активности. По воле случая я попала в студию зумбы.
Это направление настолько меня затянуло, что я решила обучиться этому более серьёзно. Так увлеклась, что теперь я официальный, лицензированный инструктор Zumba Fitness, один из немногих в Душанбе.
Как, по вашему мнению, можно было бы повысить интерес к классической музыке в Таджикистане? Чем привлечь аудиторию?
Сейчас мне кажется, достаточно много людей идут в сферу искусства, сам интерес достаточно высок или по крайней мере уже начал проявляться. Так, в Душанбе есть любители классический музыки, пусть их не очень много, которые ходят на все концерты.
Благодаря президенту появилось за последние годы сразу несколько конкурсов, где можно себя проявить. Соответственно, появляются первые молодые дарования, кадры. Смотришь и думаешь: а где же ты раньше был?
Это кстати, важная проблема, и дети, и относительно взрослые ребята боялись себя проявить. И такие конкурсы – отличный шанс, они очень поддерживают.
Даже на наш недавний симфонический концерт пришли послушать музыку немало людей, хотя я, по сути, неизвестный никому пианист. И было много молодых лиц, что не может не радовать. Для музыканта это большой стимул.
Если бы вы не были пианисткой, кем хотели бы стать?
Если честно, то не представляю кем-то другим. Что неудивительно – это уже 16-17 лет моей жизни. На данный момент вижу себя только пианисткой. Хотя, может, я была бы неплохим преподавателем – и не обязательно музыки. Литературы, например, или английского.
Хотя в раннем детстве я вообще думала, что буду доктором. Но, как выяснилось, профессия музыканта занимает не меньше времени, чем сложная профессия врача – это годы, десятки лет непрерывного обучения и совершенствования.
Правда, наша профессия безобидная, я отлично понимаю разницу. От нас не зависит ничья жизнь, зато наш труд – это услада для души, мы помогаем людям расслабиться, прикоснуться к прекрасному. Наверное, в этом и есть мое призвание, никем другим я себя уже не вижу.