ДУШАНБЕ, 8 мар — Sputnik. Сегодня женщины Таджикистана отметили День матери, праздник, пришедший на смену советскому 8 Марта. Но если советское 8 Марта было посвящено женской эмансипации, то сейчас праздник приобрел более традиционную окраску, где роль матери скорее сводится к сохранению семейного очага.
И тем не менее даже сам президент Эмомали Рахмон в день праздника не забыл упомянуть о важной роли женщин в таджикском обществе не только как матерей, но и как врачей, работников сферы образования, госслужащих, бизнесменов и даже строителей ГЭС - весьма важный символ для страны.
Кроме того, он отметил, что для властей защита прав женщин в обществе и стремление к равноправию - одна из приоритетных задач.
На законодательном уровне это действительно так, в 2005-м был принят закон "О государственных гарантиях равноправия мужчин и женщин и равных возможностях их реализации", а в 2022-м "О равенстве и ликвидации всех форм дискриминации", которыми обеспечиваются гарантии равноправия мужчин и женщин в социальной, политической, культурной, а также в любой другой сфере.
Однако реальное положение дел частенько отличается от того, что написано на бумаге.
По случаю 8 Марта Sputnik Таджикистан решил поднять статистику за последние несколько лет и кратко вспомнить, какие инициативы и меры по поддержке и защите женщин реализовывались в республике за последние годы, какие оказались более успешны, а какие наоборот - не оказали должного эффекта.
Защита от домашнего насилия
Как ни странно, но это самое значимое, хотя и не особо заметное достижение как таджикских властей, так и самого общества.
Суть в том, что к случаям домашнего насилия - и сексуального, и физического - перестали относиться как к досужим сплетням или "делу семейному", мол, внутри семьи родственники сами разберутся, и нечего вмешиваться.
Толчком к этому послужило несколько особенно вопиющих, из ряда вон выходящих инцидентов.
Одно из них - "дело Мадины", начатое в 2021 году. Молодую душанбинку Мадину Мамаджонову жестоко избила супруга некого Парвиза Давлятова, которого подозревали в связях с Мадиной. Была ли эта связь или нет - правоохранители не уточнили, но, так или иначе, девушка скончалась от нанесенных побоев.
Данный инцидент вызвал необычайно широкий общественный резонанс, таджикские активисты написали мэру Душанбе обращение, в котором попросили Рустама Эмомали, Генпрокуратуру и МВД взять дело на особый контроль.
После такой шумихи дело начали расследовать очень тщательно. Выяснилось, что Парвиз Давлятов фактически и надоумил свою супругу Азизу, доведенную до отчаяния от ревности и поведения мужа, похитить и избить Мадину, чтобы избавиться от нежелательной связи.
В итоге мужа приговорили к 5,5 года тюрьмы, а жену - к 10 годам заключения.
Другой, еще более скандальный процесс начался в Гиссаре в 2020-м и продолжался почти год.
Местного жителя, 42-летнего Хусни Абдуллоева, изнасиловавшего свою 12-летнюю двоюродную сестру (впоследствии она родила) и угрожавшего девочке убийством, судили всего лишь за половое сношение с лицом, не достигшим 16 лет, и тут же освободили по амнистии.
Разумеется, решение отпустить преступника прямо в зале суда вызвало бурю негодования среди простых граждан.
В итоге ситуацию вновь спасли огласка и открытые письма к руководству страны, после чего Верховный суд отменил решение нижестоящей инстанции и вернул дело в прокуратуру для повторного тщательного расследования. Как результат - педофил и насильник получил 12 лет строгого режима.
Еще один резонансный приговор педофилу в Таджикистане вынесли буквально два месяца спустя. ВС страны приговорил к 20 годам строгого режима Нозимджона Саминова, признанного виновным в изнасиловании малолетней девочки.
Как и в случае с гиссарским делом, преступником оказался близкий родственник, а точнее - дядя потерпевшей, в состоянии алкогольного опьянения надругавшийся над ребенком.
Всего по данным госстатистики за 2021-й, в стране за год на 63% выросло количество случаев изнасилования или покушения на изнасилование.
Однако юристы и общественники говорят, что это вовсе не означает реального увеличения подобных фактов. Скорее наоборот - свидетельствует о том, что жертвы или их родственники перестали замалчивать подобные инциденты, которые якобы позорили семью, а вместо этого начали все чаще обращаться в правоохранительные органы.
Что примечательно, после подобных случаев прокуратура и МВД поняли, что любой факт домашнего насилия не "дело семейное", и начали уделять куда более пристальное внимание даже менее резонансным инцидентам вроде простого рукоприкладства.
В ноябре 2022-го в Душанбе наказали отца за жестокое обращение с маленьким ребенком, после того как в соцсетях разошлось видео, где мужчина избивает малолетнего сына.
Ролик вызвал большой резонанс, на который оперативно отреагировали в милиции. Причем правоохранители не скрывали, что активно реагируют на запросы граждан.
"Поступок отца раскритиковали горожане и интернет-пользователи, попросив правоохранительные органы принять меры", - пояснили в пресс-службе МВД Таджикистана.
Правда, учитывая, что на попечении 47-летнего душанбинца находятся малолетние дети, он отделался большим штрафом.
И еще один приговор того же месяца - в Файзабадском районе Таджикистана суд назначил свекрови 7 лет тюрьмы за доведение до самоубийства невестки, которая нанесла себе 25 ножевых ранений.
И хотя домашнее насилие все еще остается большой проблемой в таджикском обществе, граждане изменили свое отношение к преступлениям подобного рода - инциденты предаются огласке, преступнику тяжелее уйти от наказания, а жертвам оказывается поддержка и про них не говорят "сама виновата".
Карьерные возможности
Надо сказать, Эмомали Рахмон не в первый раз затронул тему повышения статуса женщин в обществе и расширения карьерных перспектив для представительниц прекрасного пола. И не он один - в таком же духе не раз высказывались и премьер-министр, и руководители профильных ведомств.
Во многом для правительства мерилом успеха являлся близкий им госсектор. В 2020 году директор Агентства госслужбы при президенте Джума Давлатов сообщал, что в стране зарегистрировано 18,5 тыс. чиновников. Из них 23% составляют женщины.
По его словам, к концу года этот показатель может достигнуть 30%, а к 2030-му, согласно государственной стратегии, женщины должны составлять 40% от общего количества чиновников.
Неизвестно, как сложится обстановка в госсекторе к 2030 году, но пока обозначенная Давлатовым планка в 30% не достигнута. Согласно заявлению Эмомали Рахмона, число женщин на госслужбе составляет 25% от общего количества чиновников.
Похожая ситуация и с банковским сектором - руководство страны поддерживает привлечение женщин на работу в финансовую сферу, и прогресс на данном направлении действительно есть, но несколько меньше ожидаемого.
Так, по данным за 2021 год, женщины составляли 37% от всего персонала в банковском секторе, и 19% от руководящих управленческих должностей. За год, по словам президента, количество женского персонала в кредитных организациях выросло, но незначительно, до 39%. Сколько из них управленцев - не уточняется.
Образование и брак
Возможно, недостаточно масштабное и медленное привлечение женщин на госслужбу связано со спецификой образования в Таджикистане.
В своем послании парламенту Эмомали Рахмон подчеркнул, что в целях реализации Национальной стратегии развития страны до 2030 года необходимо разработать и представить "Государственную программу образования, отбора и расстановки кадров управления за счет женщин и талантливых женщин на 2023-2030 годы".
Но даже в случае реализации такой программы инициатива властей может наткнуться на сопротивление в виде национальных и довольно консервативных традиций. Которые выражаются в том, что карьера для женщины - это, конечно, не плохо. Но реализоваться как мать и жена все-таки предпочтительнее.
Соответственно, и высшее образование в данном случае желательно, но совсем не обязательно. Так считают и многие родители, и сами девушки, выросшие в подобном воспитании.
Данный тезис прекрасно отражается в госстатистике - по информации за 2021 год, высшее образование в стране женщины получают почти в два раза реже, чем мужчины. А точнее, 40 тысяч женщин и 20 тысяч мужчин.
Зато в колледжах - там люди часто обучаются прикладным специальностям, которые могут пригодиться в быту - наоборот, учатся на 75% больше девушек, чем парней.
Часто девушки сами не слишком спешат выходить замуж, но родители к завершению вуза успевают найти подходящего, по их мнению, супруга для своей дочери.
А поскольку родителям отказывать как-то не принято, девушка соглашается. Увы, такой брак по молчаливому согласию, но без желания часто оборачивается семейными ссорами, а то и хуже.
Благодаря широкому доступу к информации молодые девушки особо болезненно ощущают контраст между той жизнью, которую они ведут, и той, которую хотели бы. Часто такая фрустрация перерастает в трагедию.
Опять же, обратимся к статистике прошлых лет. По официальным данным, в 2019 году было зарегистрировано 58 суицидов среди женщин, а в 2020-м этот показатель вырос до 67.
Правда, не все семейные проблемы решаются таким печальным путем. Супруги, которым не повезло в браке, все чаще выбирают развод. А многие молодые люди и вовсе не спешат жениться, пока не будут уверены в готовности создать семью. И опять сухие цифры говорят ярче слов.
По данным Минюста Таджикистана, за прошлый год в стране зарегистрировано 70 802 брака, тогда как в позапрошлом - 74 863. А вот число разводов, напротив, выросло - 41 991 расторжение брака в 2022-м против 38 326 в 2021 году.
По словам министра юстиции Музаффара Ашуриёна, это связано с тем, что молодежь плохо подготовлена к семейной жизни, а ситуация зачастую усугубляется бытовыми и финансовыми трудностями.
Ну что же, несмотря на жалобы некоторых консерваторов, осознанный брак лучше бездумного суицида. А за рождаемость особо можно не переживать - Таджикистан по-прежнему сохраняет за собой лидирующие позиции по демографическому росту.