Андерсу Фог Расмуссену виднее, как такое делается, потому что он был генеральным секретарем НАТО в 2009-2014 годах, пишет колумнист РИА Новости.
А сейчас, кроме того, что он советник президента Украины, он еще и один из основоположников конторы "Альянс демократий". И в качестве такового организовывал среди других персонажей второй виртуальный "саммит за демократию", проходящий на этой неделе под мощной эгидой лично Джо Байдена.
Все правильно, какая же демократия без НАТО и Украины. Вот байденовскому саммиту он и предлагал, помимо прочего, свою идею.
Экономическая НАТО — тут имеется в виду аналог пятой статьи устава Североатлантического блока, а он на этой статье и строится. Как только злобный враг нападает на любую страну-члена, все прочие, как гласит эта статья, обязаны пойти на него войной.
Так вот, надо, чтобы точно так же хорошие люди реагировали на любые экономические санкции, вводимые против демократий Китаем и другими автократическими режимами.
Тут, конечно, есть о чем с грустью поговорить. С одной стороны, Пекин в целом и в принципе против санкций где-либо в мире, потому что они незаконны и вообще мешают глобальной экономике.
И стратегическая цель Китая в том, чтобы санкций нигде и никаких не было. С другой стороны, с волками жить — по-волчьи выть, и когда китайцев уж очень достают очередными нападками и провокациями, они вводят санкции.
Так было с Литвой с ее протайваньскими забавами, так было с Австралией, и с последней Пекин только сейчас ведет переговоры о снятии хотя бы части санкций.
Расмуссен же предлагает разработать стандартный ответ на любые китайские санкции против какой бы то ни было страны или корпорации, то есть быть к ним заранее готовыми.
Чтобы все демократии в автоматическом режиме оказали пострадавшему немедленную помощь деньгами и вещами (например, взяли на себя товарные потоки, вдруг пересохшие на китайском направлении).
Заметим изящество мысли: если мы, хорошие, подвергаем кого-то санкциям, то это ничего. А вот если они нас — тут никак.
Однако светлая сторона дела в следующем: вообще-то, здесь у нас яркое признание того, что не один Запад умеет вводить санкции и что там этого оружия кто-то уже и боится.
Кроме того, идея о пятой статье сомнительная. Почему? А дело в том, что в Китае, на острове Хайнань, на этой же неделе заработал очередной ежегодный форум в Боао.
Невиртуальный, скромный, не на сто с лишним стран, а всего-то на 50 (в том числе на высшем уровне), поскольку тут речь идет только о перспективах экономики Азии. И вот на этом китайском форуме засветились цифры, показывающие, почему не каждый захочет бодаться с Китаем и играть в игру "чьи санкции страшнее".
Например, Кристалина Георгиева, глава МВФ, сообщает собравшимся, что в 2023 году треть прироста мирового ВВП будет китайским. И каждый приращенный в Китае доллар породит 0,3 доллара такого же роста в странах Азии — и не только там.
В докладе, розданном участникам перед началом форума, напоминается: в текущем году рост экономики Азии в целом может оставить 4,5 процента. А в мире — тут цифры разные: от 1,7 до 2,9 процента. То есть какие-то неазиатские части мира вообще могут остаться на нуле (если повезет).
Все вместе означает то, что нам и так видно. То, что западникам нравится называть демократиями, в лучшем случае застынет на месте — это если нынешний кризис не перерастет в катастрофу.
И если мир в целом и покажет рывок вперед и вверх, то только благодаря Китаю и прочим автократиям.
А из этого можно сделать простой вывод: с таким ресурсом Западу лучше не начинать (точнее, не продолжать) свои любимые санкционные игры. У не-Запада в этих играх запас прочности грозит оказаться куда больше.