ДУШАНБЕ, 13 апр — Sputnik. Климатическая проблема сейчас является одной из самых главных в Центральной Азии, так как напрямую связана с двумя ведущими отраслями экономики всех без исключения стран региона - сельским хозяйством и энергетикой.
В ЦА существуют две группы стран: так называемые верхние - Кыргызстан и Таджикистан, владеющие истоками основных водоносных артерий Амударьи и Сырдарьи, и нижние - Узбекистан, Туркменистан и Казахстан, расположенные соответственно далее по течению.
Споры из-за воды еще недавно назывались "бомбой замедленного действия" пострашнее нерешенных территориальных конфликтов. Однако власти в странах региона все-таки сумели построить диалог для рационального использования этого ценнейшего ресурса.
Однако сама по себе водно-климатическая проблема никуда не исчезла, даже если к ней и учатся адаптироваться.
Недавно Душанбе состоялась конференция "Как бороться с последствиями изменения климата в Евразии: опыт России и Таджикистана", посвященная обзору актуальной ситуации с водопользованием и рисками в регионе.
Мероприятие, организованное Информационно-аналитическим центром МГУ, собрало несколько российских и таджикистанских экспертов, которые представили свой взгляд на эту проблему и пути ее решения.
"В условиях истощения водных, климатических и энергетических ресурсов ЦА становится одним из ключевых регионов мира в геополитическом плане. В регионе имеет место конфликт гидроэнергетического и сельскохозяйственного использования воды", - отмечает Хомид Арифов, кандидат геолого-минералогических наук и ведущий научный сотрудник института экономики и демографии НАНТ.
По его словам, этот конфликт уже породил одну экологическую катастрофу мирового масштаба - высыхание Аральского моря. И увы, это не единственная проблема. По словам Арифова, процессы эти не прекращаются - идет осушение Балхаша, крупнейшего озера в Казахстане, обмеление Каракумского канала. Усугубляют проблему и наводнения, которые, по его мнению, свидетельствуют не о полноводности рек и горных водоемов, а скорее о быстром таянии высокогорных ледников.
Хотя эту проблему частично удалось решить строительством плотин и противоселевых сооружений, грязевые потоки все равно наносят значительный ущерб и экологии, и хозяйству местных жителей - достаточно вспомнить недавний разрушительный сход селей в Хуросанском районе.
Причем эта проблема характерна не только для Центральной Азии, но и для такого передового с технологической точки зрения региона, как Европа.
"Я трижды был на Памире, дошел до Ваханского коридора, а потом анализировал ситуацию в Альпах, когда находился в Европе. Там европейцы - в основном немцы и швейцарцы - были обеспокоены этой проблемой, стремительным таянием ледников. И это на фоне пересыхания некоторых крупных озер в Австрии и Германии", - отмечает доцент кафедры зарубежного регионоведения РТСУ Азиз Рамонов.
Однако в Центральной Азии проблема расходования водных ресурсов усугубляется не столько дефицитом, сколько нерациональным использованием.
В докладах ФАО говорится, что страны Центральной Азии входят в десятку лидеров водопотребления в мире: Туркменистан (5319 куб. м/год), Казахстан (2345 куб. м/год), Узбекистан (2295 куб. м/год), Кыргызстан (1989 куб. м/год), Таджикистан (1895 куб. м/год). Кроме того, для получения единицы продукции в сельском хозяйстве стран Центральной Азии расходуется в 2,5-3 раза больше воды, чем в развитых странах.
Сегодня в водном хозяйстве Таджикистана для нужд сельского хозяйства с орошаемым земледелием и в энергетике используется 92% объема потребляемой воды, а для промышленности и коммунального хозяйства - 4%.
При этом в республике, если верить ФАО, отмечаются и проблемы с питьевой водой. Примерно 51% населения не имеет постоянного доступа к централизованному водоснабжению.
Но есть и хорошие новости. Как отмечает профессор Кафедры мировых политических процессов МГИМО МИД РФ Ксения Боришполец, самых пессимистичных сценариев водного дефицита странам Центральной Азии все же удалось избежать.
"Во-первых, не подтвердились страшные апокалиптические прогнозы масштабных региональных конфликтов из-за воды. Во-вторых, сместились акценты. Если раньше говорили о неминуемом истощении водных ресурсов и том, как в этой ситуации жить, то сейчас больше обсуждают и реализуют стратегии по сохранению этих самых ресурсов. В-третьих, огромную роль приобрели транснациональные стратегии всех стран ЦА", - отмечает Боришполец.
Говоря простым языком, государства региона научились не тянуть одеяло каждый на себя, борьба, в которой не бывает выигравших, а сообща решать общие проблемы.
Неожиданным союзником тут выступает и Россия, где не ощущаются проблемы с нехваткой воды, но климатические изменения тем не менее наносят огромный урон государству, значительная часть территорий которого находится в вечной мерзлоте.
И по мнению Марины Спиридовновой, директора Всероссийского общества охраны природы (ВООП) по климатическим вопросам, ученые и специалисты двух стран могли бы объединить усилия для решения этой проблемы.
"Россия выступает партнером Таджикистана по водному диалогу. И здесь можно выделить несколько механизмов взаимодействия. В первую очередь это сотрудничество научных институтов и научно-техническое обеспечение. А затем - внедрение в учебную программу вузов изучения проблемы водопользования, и наконец, как бы банально ни звучало, осведомленность гражданского общества, что надо закрывать кран, не расходовать воду бочками", - пояснила она.