Комната раздора и битва за метры: что не так с рынком недвижимости в Душанбе

Конфликт между одним из крупных столичных застройщиков и собственниками как отражение современного жилищного кризиса в Таджикистане
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 3 мая — Sputnik. В 2017 году был утвержден Генеральный план по обновлению и расширению столицы Таджикистана, согласно которому к 2040 году город должен значительно увеличиться и вырасти в высоту. Сносятся старые микрорайоны, возводятся новостройки, но не все жильцы готовы оставить свои квартиры и принять условия, предлагаемые застройщиком.
В Душанбе в 82-м микрорайоне по улице Нусратулло Махсума сразу несколько домов - № 75, 77 и 77/1 - согласно плану застройки, попали под снос. По проекту девелопера "Сохтмони Осиёи Маркази", на их месте будет возведен масштабный проект, включающий в себя 2 блока зданий по 20 этажей, еще 2 блока по 18 этажей и блок с 23 этажами.
Проект застройщика
Объединит их огромный 2-этажный стилобат коммерческих помещений с детской развлекательной зоной прямо на крыше. А рядом расположится парковка и сквер.
В данный момент застройщик получил только разрешение на проектирование от 12 октября 2022 года и разрешение на строительство первого блока А от 7 апреля 2023 года, который расположен в зеленой зоне и, судя по всему, никак не предусматривает сноса домов на момент возведения.
Согласно документу, копия которого имеется в распоряжении редакции, если за 3 года компания "Сохтмони Осиёи Маркази" не построит первый блок, он потеряет силу.

Как снег на голову

Как и почти всякое масштабное строительство в Душанбе, здесь не обошлось без конфликта между рядовыми горожанами и застройщиком.
По словам жильцов, несколько месяцев назад к ним пришел представитель компании, сообщив о скором сносе домов и необходимости заключения договоров о выкупе их жилплощади.
Новость разразилась как гром среди ясного неба, ведь предварительно (как полагается по закону) ни из мэрии, ни из других инстанций к ним никто не приходил и не предупреждал. Возможно, потому, что разрешения на снос указанных домов все еще лежат на столах в официальных кабинетах и до сих пор не подписаны.
Однако самые неприхотливые владельцы недвижимости или те, кто давно хотел сменить жилплощадь, уже уходят. А с ними исчезают оконные рамы, двери, паркетные полы и даже куски кровли.
1 / 3
Долгострой в Душанбе
2 / 3
Долгострой в Душанбе
3 / 3
Долгострой в Душанбе
И некоторые жильцы утверждают, что не раз слышали, как по ночам то с крыш, то из окон кто-то что-то сбрасывает, а в открытые оконные проемы квартир нижних этажей постоянно влезают какие-то посторонние люди, представляющиеся мастерами. Так, недавно среди ночи неизвестные пытались снять бойлер отопления.
Что касается обмена жилплощади, предложенного застройщиком, то некоторые собственники сразу согласились на предложенные условия, а несогласные - написали коллективное письмо в компанию (копия имеется в распоряжении редакции) с просьбой организовать собрание с участием представителей хукумата.
Как изменилось положение женщин в Таджикистане за последние три года
По их словам, застройщик расписался в получении, но официального ответа так и не дал.
По версии представителей самой компании, 75% жильцов дома № 77 уже подписали договоры - остальные не согласны с предоставляемыми условиями, так как они не считают их выгодными.
Напомним, по закону, никто не может принудить человека к заключению какого-либо договора, а значит, застройщик должен учитывать пожелания оставшихся 25% и так или иначе прийти с ними к компромиссу.

Чего хотят жильцы

Мы узнали, почему жильцы не соглашаются с застройщиком и чего они хотят.
Их требования таковы: либо компания купит их жилье по цене не ниже рыночной, либо позволит дожить в своих квартирах до окончания строительства блока А и даст им квартиры под ключ с количеством комнат, советующим утраченным.
Тем более, как упоминалось выше, возведение данного блока обязательного сноса существующих домов не требует.
Но проблема в том, что застройщик, что логично, рассчитывает жилплощадь только по квадратуре, а не по количеству комнат без учета соотношения жилой и полезной площади.
А параметры застройки в большинстве современных зданий таковы, что с полезным пространством там плоховато - непропорционально большие коридоры, прямоугольные узкие комнаты, кухни без окон.
Разумеется, многим собственникам такая планировка душу не греет. Хрестоматийный пример такого конфликта между удобством и суровыми реалиями таджикского девелопмента - история Николая (имя изменено).
Взамен своей 5-комнатной квартиры он выбрал вариант из проекта застройщика - 1-комнатную и 4-комнатную квартиры. Но застройщик сказал, что квадратура у такого варианта выходит значительно больше и собственник должен будет доплатить сверху 33 тыс. долларов. Договориться стороны пока так и не смогли.
Жительница дома Мукаррам трижды ходила в компанию на переговоры, которые также ничем не завершились.
Изначально девелопер предложил собственнице 65 тыс. долларов (по 800 за 1 кв. м), несмотря на то что даже 4-комнатную квартиру в старом доме того района можно купить не дешевле 100 тыс. долларов.
В следующий раз застройщик предложил ей уже 90 тыс. долларов, сказав, что больше дать не может. Затем он решил посчитать по квадратам, но его 2-комнатная оказалась больше ее 5-комнатной квартиры.
"Со своим вопросом я везде побегала, а в государственной оценочной компании узнала, что, поскольку наш дом строил кооператив жильцов, квадратура балкона, подвальной кладовки, часть лестничного проема и даже крыши должны учитываться.
Юристы это подтвердили, но застройщик не соглашается. Он не считает нужным учитывать даже веранду. Да и в целом, зачем мне огромный коридор, уборная или кухня? Мне нужны жилые комнаты", - говорит Мукаррам.
Неофициальная, недобровольная: что не так с регистраций симок в Таджикистане
Пожилая женщина, живущая в своей 5-комнатной квартире с семьей сына и дочерью, не хочет дожидаться окончания строительства в съемном жилье.
Опасения ее небеспочвенны.
Не раз крупные стройки в Душанбе оказывались долгостроем с сомнительной историей, когда за время возведения объекта застройщик оказывался в тюрьме, становился банкротом или пропадал без вести, земля оказывалась под арестом, а потенциальные собственники ждали легализации своих квартир годами, хотя рассчитывали на несколько месяцев.

Мнение застройщика

В самой компании "Сохтмони Осиёи Маркази" подчеркивают, что все текущие споры с жильцами - совершенно рядовой процесс согласования, неизбежный при любом строительстве, и девелопер старается максимально учитывать пожелания собственников сносимых домов.
"По закону мы должны договориться со всеми собственниками. Это дело времени, и со многими из них мы уже заключили договоры. С каждым днем согласных жильцов становится больше.
Собственникам мы выделяем деньги, с расчетом 500 долларов в месяц, и можем выплатить их единовременно по договору (за декаду, полугодие или год), чтобы они оплатили себе проживание в съемной квартире.
За аренду мы отдельно даем, за ремонт отдельно, а сверху можем дать еще 20 кв. м. Стараемся договориться так, чтобы и нам, и им было хорошо", - говорит учредитель компании Неъматулло Хаитов.
Но, как всегда, на деле довольны остаются далеко не все.
Хотя в большинстве проектов новых ЖК общепринятой практикой считается рассчитывать компенсацию недвижимости именно по метражу, а не числу комнат, люди считают справедливым требовать от застройщика замену именно по числу комнат, учитывая неудобную для них планировку.
Визит Мантурова, прогнозы ЕАБР, Иди Рамазон - апрель в Таджикистане
Тем более, как рассказал корреспонденту Sputnik опытный архитектор, семью которого напрямую коснулся снос данных домов, построив столь массивный объект с огромным товаро-бытовым и культурно-развлекательным стилобатом на месте старых зданий, застройщик получит 1044 квартиры, купив, по сути, всего 214.
А это хорошая маржа как для жилых, так и для коммерческих помещений.