Неофициальная, недобровольная: что не так с регистраций симок в Таджикистане

© Sputnik / Стас ЭтвешСим-карта, архивное фото
Сим-карта, архивное фото - Sputnik Таджикистан, 1920, 14.03.2023
Подписаться
Эксклюзив
Старое требование Службы связи и разрешительное постановление МВД породили юридическое противоречие, от которого страдают простые абоненты
Сегодня мой смартфон категорически отказал хозяину в доступе в интернет, даже значок с антенной на дисплее появляться не захотел.
Но в Таджикистане перебои с мобильным интернетом - дело обычное, хотя и неприятное, так что особо тревожиться я не стал.
По прошествии нескольких часов, когда ситуация так и оставалась неизменной, решил воспользоваться своими правами добропорядочного абонента и позвонил в кол-центр.
После нескольких минут ожидания с просьбами о необходимости срочной перерегистрации сим-карт, мне ответил оператор и удивил новостью - моя симка заблокирована.
Тут надо прояснить один момент - я являюсь и гражданином Таджикистана, и гражданином России, однако паспорт РФ получил значительно позже того, как стал абонентом мобильной компании.
Такой нюанс несколько озадачил сотрудника кол-центра, и тот попросил время на обдумывание ситуации, то есть на посоветоваться с начальством.
Спустя еще пару минут собеседник вернулся к диалогу и радостным голосом сообщил, что решить мою проблему - легче легкого.
Всего-то нужно посетить ОВИР, зарегистрироваться там в качестве российского туриста, потом зайти с этим документом в офис компании и мне тут же вернут возможность пользоваться собственным номером. Как тебе такое, Илон Маск?
Но вот проблема - я родился и всю жизнь живу в Таджикистане, прописан в собственном доме и с какой стати мне выдавать себя за туриста? И легален ли этот подход вообще? Да, у меня российский паспорт, но закон о двойном гражданстве в нашей республике, насколько мне известно, еще никто не отменял.
Отключу - не отключу: что известно о перерегистрации сим-карт в Таджикистане
Опустив вертевшиеся на языке комментарии в адрес "комбинаторов", придумавших такие многоходовки, я спросил, достаточно ли будет просто предъявить скан моего паспорта гражданина РФ и не нарушать местное законодательство.
Увы, сотрудник компании отверг этот вариант и продолжил настаивать на визите в ОВИР. В противном случае номер заблокируют до следующего года, но до тех пор он будет числиться за мной.
Что ж, к бюрократическим играм мне было не привыкать, и я решил напомнить про недавнее постановление Правительства Таджикистана о продлении срока перерегистрации сим-карт до 15 февраля следующего года.
На что сотрудник кол-центра торжественно объявил мне фантастическую новость, что "официального документа о таком постановлении наша компания не получала".
Напомню, известие об отодвинутом дедлайне с симками озвучил не кто-нибудь, а лично министр внутренних дел Таджикистана в ходе пресс-конференции 15 февраля текущего года, о чем сообщили все местные СМИ. Но как оказалось, для сотовых операторов (или отдельных менеджеров компаний) это не аргумент.
Любопытно было бы спросить начальство, с которым советовался сотрудник кол-центра, не ожидало ли оно, что глава МВД лично принесет им копии постановления?
Такие ответы не совсем типичны для таджикских мобильных компаний, поэтому я решил узнать о причинах у знакомых из числа сотрудников телекоммуникационных компаний.
Оказывается, предписание постепенно блокировать работу сим-карт исходит от Службы связи, которая негласно дала соответствующее распоряжение операторам.
Чья симка? Миллионы мобильных номеров в Таджикистане нуждаются в регистрации
Соответственно, так будет продолжаться до тех пор, пока граждане не придут в паспортные столы за пластиковыми ID, получение которых обойдется в существенную для Таджикистана сумму - от 150 до 220 сомони (15-22 доллара). А после перерегистрируют на них свои симки, как и было задумано.
Но как же распоряжение МВД? Неужели одна госструктура в лице Службы связи проигнорировала решение другой - да еще и силового ведомства, вес которого в республике хорошо известен.
Тут, как всегда, шайтан прячется в деталях. Формально никто ничего не нарушает. Ну почти. Карты действительно не отключают на совсем, как было обещано.
Их просто блокируют, а номер сохраняют за абонентом до 15 февраля 2024 года - ну чтобы не надо было потом обзванивать всех знакомых заново, менять информацию в мессенджерах, в данных банковских карт и так далее.
Однако рядовых абонентов такие юридические тонкости едва ли успокоят - для них подобная политика регуляторов все равно что карательные меры, призванные сменить основное удостоверение личности любой ценой.
Ну это не говоря о том, что в данном случае косвенно нарушается закон о защите прав потребителей, который гласит, что оплаченная заранее услуга должна быть предоставлена в полном объеме, хотя те, кто внес деньги за свой тариф в начале марта, фактически их теряют.
В Таджикистане продлили перерегистрацию сим-карт
"Обязательная перерегистрация противоречит законодательству. Нельзя человека заставлять пользоваться сим-картами через обязательное условие, даже в целях профилактики терроризма и экстремизма. Это должно быть на добровольной основе", - отмечал юрист Рахматилло Зойиров в интервью местным СМИ.
Нельзя сказать, что сами мобильные компании рады подобной инициативе сверху. Для них скрытое отключение абонентов без паспортов образца 2014 года означает немалый риск спада доходов, а для казны - сбора налогов в бюджет.
К слову, Служба связи, возглавляемая Бегом Сабуром, не так давно уже подверглась жесткой критике со стороны президента Таджикистана Эмомали Рахмона за некачественный, низкоскоростной и неоправданно дорогой мобильный интернет.
Однако пока услуги для простых абонентов, увы, удобнее не стали.
Лента новостей
0