ДУШАНБЕ, 2 июн — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Архитектура современного Таджикистана находится на пути формирования, и потому выявить ее основные направления очень непросто.
Попробуем на примере знаковых построек города определить новое лицо Душанбе, отметив как успешные, так и спорные стороны архитектурной практики последних лет.
В предыдущих статьях мы знакомились с зодчеством советского периода первого десятилетия основания города 1925-1935-х, затем с архитектурой середины 1930-1950-х, определенной как "советская эклектика" (сталинский классицизм), и архитектурой советского модернизма 1950-1980-х, и - как некое противопоставление типизации и стандартам - регионализм 1980-1990-х.
Причем, несмотря на следование архитектурной практики советского Таджикистана директивным, идеологическим, техническим указаниям из центра, каждый из названных нами этапов развития города имел свою местную, региональную окраску и в лучших произведениях - несомненное своеобразие.
Несмотря порой на диаметрально противоположную смену стилей, Душанбе обладал особым обаянием.
Город всегда был сомасштабен человеку, а палитра выстроенных домов была настолько разнообразной, что по его улицам и площадям хотелось пройти именно пешком, а не промчаться, как сейчас, на автомобиле.
За последние 30 лет на фоне строительного бума в архитектуре Душанбе сложилось разнообразие стилей, направлений и приемов.
Мы видим подражания советской "сталинской классике", есть объекты в лаконичном хай-тековском стиле, появились здания в классической манере центральноазиатской школы с обязательными атрибутами: порталами, айванными дворами, куполами, арками и традиционным орнаментом.
Несколько современных зданий демонстрируют более тонкие ассоциативно-образные связи с традиционной и народной архитектурой. Архитекторы ведут активные поиски того нового, что может придать городу запоминающийся облик, соответствующий произошедшим переменам.
Архитекторы Таджикистана делают попытки создать в новых условиях соответствующую времени архитектуру, с градостроительства до общественных и жилых зданий и элементов городского дизайна.
Привлекает внимание новая масштабность, характерная для крупных городов.
В Душанбе появились монументальные символы независимости, призванные показать идентичность архитектуры в изменившемся мире: дворцы, памятные стелы, флаги, правительственные и парламентские комплексы, соборная мечеть, культовые и общественные центры, гигантские флагштоки, городские и загородные резиденции.
Известный немецкий архитектор Филипп Мозерс относительно архитектуры ставшей независимой Центральной Азии пишет так: новые власти обзаводятся не просто "инфраструктурой независимости", но и разворачивают широкую программу "монументальной (архитектурной) пропаганды", призванную эту независимость легитимировать и обосновать.
Первой ласточкой этой широкой программы в Душанбе стал архитектурно-скульптурный ансамбль Исмоила Сомони по проекту архитектора Баховаддина Зухуриддинова, возведенный на главной площади города.
На этом центровом месте, как при смене караула, друг за другом возводились знаковые памятники.
Сначала Ленину, затем, в первые годы независимости, его сменил Фирдоуси, уступивший место более масштабному монументу основателю первой таджикской династии Исмоилу Сомони, осененному высокой 42-метровой аркой с короной.
Архитектурно-мемориальный ансамбль Исмоила Сомони, архитектор Баховаддин Зухуриддинов
© Архив М.Мамадназарова
За памятником Исмоилу Сомони проложена задуманная еще в советское время широкая зеленая пешая аллея, доходящая до других символов независимости - Дворца Наций и стелы 20-летия независимости.
В поиске образа Дворца Наций все тот же архитектор Баховаддин Зухуриддинов обратился к ранней классической архитектуре, творчески связывая его со стилем эпохи позднего Возрождения.
Этот крупный купольный объем из-за многоколонных портиков, раскрытых на 4 стороны, выглядит достаточно легким для такого масштабного здания.
Находящиеся в пределах визуального восприятия стела 20-летия независимости и гигантский 165-метровый флагшток с флагом страны, по мнению авторов проекта, как символы независимости призваны вызывать ощущение национальной гордости.
Остается сожалеть, что здание Дворца Наций расположено на огражденной территории и как бы живет отдельной жизнью, оторванной от городской среды, что характерно для загородных резиденций.
Обращение к раннему классицизму было характерно не только для советской архитектуры, но и остается актуальным до настоящего времени.
Дворец Наций, архитектор Баховаддин Зухуриддинов, 2008 г.
© Архив М.Мамадназарова
Среди построек последних десятилетий хотелось бы выделить оригинальное здание Национальной библиотеки - проект Сироджиддина Зухуриддинова.
Вытянутый строгий симметричный фасад библиотеки в виде раскрытой книги украшен классическими элементами: арочными окнами, колоннами, интерпретирующими архитектурные приемы советского Душанбе.
Национальная библиотека Таджикистана, архитектор Сироджиддин Зухуриддинов
© Архив М.Мамадназарова
Несомненной удачей Зухуриддинова стал другой, не менее оригинальный объект - Национальный музей Таджикистана. В основу идеи положен архитектурный контраст двух разностилевых объемов в одном комплексе.
Один - в классической манере, с колоннами, с капителями в виде двойных быков (отсылка к дворцам древнего Ирана), а второй - в виде динамично наклоненного конуса с усеченной под углом вершиной, к которому примыкает овальный корпус с расширяющейся кверху уступчатой стеной.
Несмотря на сложность внешнего облика, музейное здание воспринимается свежо и оригинально, а необычная игра с архитектурными объемами вызывает в памяти слова замечательного советского архитектора авангардиста Веснина о том, что архитектура - это всегда борьба призмы с цилиндром, в нашем случае - призмы, конуса и овала.
Национальный музей древностей Таджикистана, 2013 г., архитектор Сироджиддин Зухуриддинов
© Архив М.Мамадназарова
Сироджиддин Зухуриддинов, к сожалению, недавно ушедший от нас, был одним из самых плодотворных архитекторов Таджикистана последних лет.
Помимо упомянутых проектов, его авторству принадлежат торговые центры "Мехргон" и "Пойтахт", проект площади Независимости (Майдони Истиклол), медресе на 1500 мест в Душанбе и ряд других объектов.
Еще одним заметным и, пожалуй, самым интересным явлением в архитектуре Душанбе последних десятилетий стал Исмаилитский центр Ага-Хана, спроектированный канадским архитектором Нурмухаммадом.
Это здание состоит из разнообразных кубических объемов со стилизованными башнями, монументальными порталами, напоминая внешне восточный мусульманский город.
Исмаилитский центр в Душанбе, архитектор Нурмухаммад, (Канада)
© Архив М.Мамадназарова
Главная ось постройки проходит сквозь весь комплекс, объединяя портал, вестибюль, многочисленные залы и главный элемент композиции - четырехайванный двор, характерный для ирано-центральноазиатской архитектуры с 4 квадратными минаретами по углам.
В качестве источника вдохновения автор проекта выбрал декор мавзолея Исмоила Сомони в Бухаре, знаменитые строения в Самарканде и другие примечательные здания, относящиеся к традиционной исламской и центральноазиатской архитектуре.
В продолжение темы мы можем мысленно перенестись в высокогорный Хорог, где на берегу реки Гунт построен другой исмаилитский центр.
Если в душанбинском комплексе мы видим ассоциативную связь современного и традиционного зодчества, то в хорогском центре архитекторы взяли за основу традиционную конструкцию памирского жилого дома - "чид", с характерным ступенчатым потолком - "чорхона".
Авторы проекта очень удачно вписали легкое современное здание в живописную парковую зону и высокогорный памирский ландшафт.
Исмаилитский центр в Хороге, 2016 г.
© Архив М.Мамадназарова
Отдельно стоит упомянуть и прибежище любого гостя столицы - современные отели.
Здесь, в Душанбе, безраздельно властвует стиль хай-тек. Именно в такой манере созданы пятизвездочные "Хилтон", "Хаят Редженси" и "Серена". И хотя во внешнем облике зданий доминируют стекло и бетон, внутри они сильно отличаются.
Пятизвездочные отели Душанбе: "Хилтон", "Хаят Редженси" и "Серена"
© Архив М.Мамадназарова
Так, в отеле "Серена" (объект Фонда Ага-Хана) в противовес лаконичному холодному фасаду в интерьерах широко используются исламская геометрия в декорировании решеток и резных дверей, гобеленов и ковров.
А вот авторы проекта "Хаят Редженси" создали стеклянное, голубоватого оттенка здание, с очень сдержанным национальным декором во внутренних интерьерах.
Остросовременная форма отеля контрастно воспринимается на фоне расположенного рядом дворца "Кохи Навруз" со сложным, узорчатым фасадом.
Вообще, строительство помпезных, массивных дворцов - словно подражание эпохе Саманидов - является, пожалуй, самой главной отличительной особенностью современной таджикской официальной архитектуры.
Но из чего именно они состоят и как вписываются в городскую среду - мы расскажем в следующем материале.