Красота требует жертв: архитектура Душанбе от классики до постмодерна
22:15 29.03.2023 (обновлено: 18:24 30.03.2023)
© Sputnik / Ратушенко
/ Подписаться
Эксклюзив
В 1955 году было принято постановление "Об устранении излишеств в проектировании и строительстве", оказавшее сильное влияние на развитие таджикской архитектуры
ДУШАНБЕ, 29 мар — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Во второй половине 1950-х годов облик советских городов начал претерпевать кардинальные изменения.
Вслед за XX съездом КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина, советские руководители начали упразднять и "сталинский ампир" или так называемый большой стиль, определявший облик большинства общественных и многих жилых зданий в городах по всему СССР на протяжении 20 лет.
Формальный повод был обоснован экономическими соображениями - советское руководство решило строить более масштабно, пусть и менее пышно и с меньшим декором.
И хотя новые здания утратили торжественность и размах своих предшественников, у этого процесса была и позитивная сторона - в стране массово заработала программа по обеспечению населения жильем. Коснулись эти изменения и столицы Таджикской ССР.
Большинство городского населения в период 1950-1970-х переехало из бараков и коммуналок в отдельные, хотя и небольшие по площади квартиры.
После пышной дорогостоящей классики архитектура вновь начала возвращаться в социально-эстетическое русло, характерное для раннего конструктивизма.
Облик зданий, лишенных декора, вновь становится ясным и лаконичным. Появились новые микрорайоны со свободной планировкой, с просторными озелененными дворами, многие из которых сохранились до сих пор даже в центре Душанбе, несмотря на массовую застройку высотками.
Если в начале 1960-х годов микрорайоны застраивались простыми 4-этажными кирпичными домами-панельками, то к концу десятилетия в столице начали планово возводить здания в 7-9 этажей, а сам бурно развивавшийся город перекинулся на правый берег Душанбинки.
Река и перепад между террасами города стали символическим рубежом, разделившим столицу на две архитектурные философии.
Слова советского архитектора Андрея Бурова прекрасно отразили строительные приоритеты того времени: "Однообразные удобства лучше разнообразных неудобств, а более или менее однообразная красота лучше разнообразного уродства".
Основой строительства в этот период становятся стекло, бетон и металл.
© Архив М.МамадназароваОбщественные и жилые здания в центре Душанбе
Общественные и жилые здания в центре Душанбе
© Архив М.Мамадназарова
Одним из лучших строений этого периода следует назвать гостиницу "Душанбе", которая удачным расположением определила облик площади Садриддина Айни, здания аэропорта в Душанбе, первого панорамного кинотеатра имени Джами, Дома быта "Садбарг" и ряда жилых домов с монолитно-сборным первым этажом по ул. Ленина (проспект Рудаки).
© Архив М.МамадназароваТаджикская архитектура 1970х годов
Таджикская архитектура 1970х годов
© Архив М.Мамадназарова
Важной особенностью этих зданий являлось то, что архитекторы делали попытки учесть в строительстве природно-климатические особенности региона. Например, устанавливать фасадные украшения окон так, чтобы в жаркий день они рассеивали солнечный свет, препятствуя нагреву помещений.
Одним из таких оригинальных сооружений была гостиница Управления делами Совмина, снесенная в 2000 гг. и мало известная горожанам из-за расположения на закрытой территории.
Это новаторское здание с эффектным пластичным фасадом с большими площадями остекления и оригинальными солнцезащитными регулируемыми решетками.
© Архив М.МамадназароваДушанбе резиденция управления делами Совмина
Душанбе резиденция управления делами Совмина
© Архив М.Мамадназарова
Украшением интерьера служит спиральная изящная винтообразная лестница, парящая в воздухе на тросах.
В поисках своеобразия
Но выиграв в количестве жилплощади, Душанбе - а значит, и его жители - проиграли в вопросе эстетики и качества.
Такая негативная тенденция наиболее наглядно прослеживается на первых микрорайонах Душанбе, которые за три десятилетия морально устарели настолько, что сейчас перед властями города остро стоит вопрос о реконструктивных мерах, а в ряде случаев и сносе серых безликих городских образований.
И хотя сейчас в столице, к сожалению, в основном сносят красивые и крепкие здания в центре города для застройки дорогими ЖК, в скором времени администрация вынуждена будет заняться и обветшалым жилфондом времен Хрущева и Брежнева.
Тогда, в 60-е и 70-е годы, в тесные "прокрустовы" рамки жестких строительных нормативов втискивали большинство зданий республики, что, безусловно, обедняло художественный облик сооружений.
© Архив М.МамадназароваЖилая застройка города Душанбе 1970-1980-х гг.
Жилая застройка города Душанбе 1970-1980-х гг.
© Архив М.Мамадназарова
Но к концу 1970-х архитекторы начали улучшать эстетику зданий, благо железобетон с его пластическими и техническими возможностями позволял это делать.
Так, власти Душанбе серьезно рассматривали проект многоэтажного жилого дома с внутренними озелененными двориками и "висячими садами" на каждом уровне. В случае реализации этого проекта тогда, мы бы на десятилетия опередили Сингапур и Малайзию, создавшие подобные здания.
Тогда же у Комсомольского озера был выстроен суровый, но изящный, похожий на инопланетный корабль киноконцертный зал "Кохи Борбад" по проекту ташкентского архитектора Сутягина, с крупнейшим для республики концертным залом на 2300 мест.
К началу 1980-х гг. внедрение новых методов строительства позволило разнообразить варианты домов и повысить их сейсмоустойчивость.
Одними из первых в стране в Душанбе были построены 8-этажные монолитные дома на проспекте Рудаки, рассчитанные на 9-балльные землетрясения, что сегодня актуально вдвойне.
Также при содружестве Орджоникидзеабадского ДСК и института Таджикгипростроя построены два 9-этажных крупнопанельных дома (ул. Н. Карабаева и Путовского) с улучшенной планировкой квартир и эксплуатируемой кровлей.
Разработка фасадов велась посредством специальных наклонных солнцезащитных щитов горизонтальных и вертикальных линий.
© Архив М.МамадназароваКрупнопанельный жилой дом улучшенной планировки
Крупнопанельный жилой дом улучшенной планировки
© Архив М.Мамадназарова
Оригинальная окраска домов и их интересный силуэт придали им конкретную адресность, внеся в образ микрорайонов выразительность.
Звезда Пархова и Салихова
Важным событием в архитектурной жизни республики стало строительство Дома Политпросвещения в Душанбе ("Кохи Вахдат", авторства Эдуарда Ерзовского и Юрия Пархова).
К сожалению, в последние годы здание было кардинально передекорировано в восточном стиле, разрушившемпервоначальный образ строгого монументального здания.
Заметным явлением в зодчестве города стал другой проект Пархова: два здания силовых ведомств, КГБ и МВД, по улице Чапаева (сегодня ул. Шероз). Автор специально выбрал образ крепости с насыпью с узкими окнами-бойницами на брутальной каменной поверхности стен.
© Архив М.МамадназароваТаджикский филиал госцентра "Природа",1984 г.
Таджикский филиал госцентра "Природа",1984 г.
© Архив М.Мамадназарова
Этому проекту Пархова повезло намного больше - прекрасные, гармоничные здания остались без изменений до сегодняшнего дня.
Среди других зодчих, повлиявших на облик Душанбе, можно назвать Эркина Салихова. Его авторству принадлежит таджикский филиал госцентра "Природа".
Перед вытянутым 6-этажным корпусом расположен на монументальных устоях замкнутый объем конференц-зала, под которым находится вход в здание.
© Архив М.МамадназароваКурортный комплекс Ходжа Оби Гарм,1984 г.
Курортный комплекс Ходжа Оби Гарм,1984 г.
© Архив М.Мамадназарова
Другой, не менее яркий пример работ Салихова - здание знаменитого курорта "Ходжа Оби Грам", примечательное тем, что архитектору удалось очень гармонично вписать массивную жилую постройку в природный ландшафт.
Сухой остаток
Мы рассмотрели в общих чертах 40-летнюю историю архитектуры Таджикистана с середины 1950-х годов до середины 1990-х.Условно этот период можно разделить на два этапа: первый - с середины 1950-х годов, второй - с начала 1970-х и до распада СССР.
На первом этапе архитекторы стремились к предельной лаконичности форм. В лучших постройках прослеживается логическая простота и ясность форм. Крайние проявления - однообразие и монотонность застройки, отсутствие адресности.
На втором этапе - насыщенность творческими исканиями, стремление к художественной выразительности.
С начала 1970-х годов, пытаясь преодолеть безликость зданий, архитекторы стали применять декоративные солнцезащитные решетки, творчески переосмысленные, но еще узнаваемые формы национального стиля: арки, купола, сталактиты, декоративные решетки.
В конце 1980-х обрисовывалось третье теоретическое направление, в котором зодчие пытались синтезировать лучшие достижения советской архитектуры, новаторство конструктивизма, монументальный пафос классики и ассоциативные связи с традициями национального зодчества.
Это течение точно сформулировано теоретиком архитектуры Иконниковым как принцип "синтетического взаимопроникающего единства". Но это интересное направление не нашло отражения в архитектурной практике Таджикистана в связи с начинающимся развалом Союза.
Увы, кризис позднего СССР наложил отпечаток и на архитектурную историю Таджикистана - множество прекрасных и потенциально очень ярких проектов остались на бумаге.
© Архив М.МамадназароваНереализованные проекты таджикской архитектуры
Нереализованные проекты таджикской архитектуры
© Архив М.Мамадназарова
В итоге Таджикистану за 70 лет развития досталось богатое и разнообразное архитектурное советское наследие, в нем и драматизм борьбы разных идеологий и стилей, где рядом с несомненными достижениями немало однообразных решений, и, к сожалению, огромный нереализованный потенциал.
С этой отправной точки началось развитие новой архитектуры независимой страны. Какой творческий путь она прошла за 30 лет независимости - тема нашего следующего разговора.