ДУШАНБЕ, 24 июл — Sputnik. На прошлой неделе состоялся первый с 1993 года визит министерского уровня главы МИД Украины в Исламабад, где Дмитрий Кулеба встретился с пакистанским коллегой Билавалом Бхутто.
Встреча сопровождалась торжественными заверениями в дружбе, но главное - договоренностями об отправке на Украину целого корабля с оружием.
Так, издание The Economic Times сообщило, что речь идет о 155-миллиметровых гаубичных снарядах, метательных зарядах M4A2, артиллерийских капсюлях M82 и взрывателях PDM. Всего - 159 контейнеров. И то, что Исламабад никак не стал опровергать эту информацию, де-факто можно считать почти официальным подтверждением.
Разумеется, со стороны Киева и его сторонников такое решение встретили ликованием, в то время как российская сторона не выразила ни удивления, ни гнева - мол, собака лает, СВО идет.
Радость властей Украины от сближения с Пакистаном понятна - в условиях проваливающегося "контрнаступа" они рады любой помощи в любом объеме, а уж боеприпасам и подавно. Но любопытно взглянуть, с чем именно связана текущая позиция Исламабада, совершающего откровенно недружественные шаги по отношению к России?
Против России "дружим" за деньги
Самый очевидный мотив - это желание уравновесить своего главного конкурента и политического соперника в регионе, Индию.
В июле 2023-го Россия впервые оказалась в тройке главных торговых партнеров Индии после Китая и США. По итогам первого полугодия текущего года товарооборот между странами увеличился в 3,8 раза, достигнув 27,1 млрд долларов, что выше прошлогодних показателей в 3,9 раза.
Разумеется, львиная доля товарооборота пришлась на импорт нефти, однако Москва и Дели налаживают сотрудничество в технологической и промышленной сферах.
Ну и конечно, вишенка на торте - оборонка. Еще до начала СВО Индия была главным покупателем российских танков Т-90, а после начала спецоперации уже Россия готова покупать у Индии компоненты тепловизоров для ракет класса "земля - воздух", поскольку сделаны они на основе российских технологий и отлично подходят для удовлетворения спроса ВС РФ.
Понятно, что Исламабад довольно болезненно реагирует на партнерство Дели и Москвы и в качестве ответной меры решил пойти самым простым путем - поддержать Киев. Но российско-индийское партнерство - не единственная причина подобных оружейных сделок.
В конце концов, Россия и раньше продавала оружие Индии, а та охотно покупала еще и ресурсы. Дело еще и в чистом прагматизме, поскольку Пакистан, в отличие от Европы, едва ли поставляет на Украину оружие безвозмездно.
Получается двойная выгода, с одной стороны - это очевидный реверанс в сторону Запада (на деньги которого, скорее всего, эта покупка и была осуществлена), а с другой - выгода для военных и спецслужб страны, которые являются главными закулисными арбитрами всех политических процессов страны.
Как гласит популярная в регионе присказка, "у каждого государства есть своя армия, но только в Пакистане у армии есть собственное государство".
Неудобный нейтралитет
Стоит обратить внимание, что решение отправить на Украину танкер с оружием - не первая сделка подобного рода с начала года. Так, в феврале СМИ сообщали, что Пакистан поставил ВСУ 10 тыс. снарядов для РСЗО "Град". Но почему же поставки пакистанского оружия на Украину начались именно в 2023-м? В конце концов потребность украинской армии в снарядах и год назад была ничуть не меньше.
По странному "совпадению" в конце 2022-го с политической арены Пакистана был свергнут популярный премьер-министр Имран Хан, которого на Западе обвиняли в связях с Москвой.
Честно говоря, все "пророссийские" шаги Имрана Хана ограничивались несколькими сделками на поставку зерна и договоренностями о строительстве газопровода.
Однако премьер-министру не простили встречу с Владимиром Путиным ровно в день начала СВО и подчеркнутый нейтралитет по украинскому вопросу - в начале конфликта Пакистан, как и Индия, отказывался принимать чью-либо сторону, прозрачно намекая, что войны в Европе не особо волнуют Юго-Восточную Азию.
Мол, если бывшим белым колониалистам хочется воевать с Россией - это их внутреннее дело, а нас не впутывайте.
И хотя после вотума недоверия и попытки ареста в 2023-м Имран Хан остался на свободе, у власти оказались его противники, которые решили отказаться от политики нейтралитета в пользу внешнеполитических амбиций и военных контрактов.
Министр по наследству
И если уж говорить о политических амбициях, то нельзя не упомянуть человека, который официально закрепил сотрудничество Исламабада и Киева рукопожатием с Кулебой. Речь о главе МИД Пакистана Билавале-Зардари Бхутто.
Вся семья Бхутто - тяжеловесы и ветераны пакистанской политики, многим из которых погоня за властью стоила жизни. Так, дед нынешнего главы МИД - Зульфикар Али Бхутто, бывший президентом Пакистана до 1977-го, был обвинен в политических репрессиях, обнищании экономики, нарушениях прав человека, свергнут в результате военного переворота и казнен.
А мать Билавала - Беназир Бхутто - стала первой в новейшей истории женщиной, возглавившей правительство в стране с преимущественно мусульманским населением. И как у отца, ее политическая карьера завершилась вместе с жизнью - Беназир была убита террористом-смертником в 2007 году.
Большинство членов семейства Бхутто шли в политику от левоцентристской "Пакистанской народной партии" и прославились демонстративно светскими и либеральными взглядами.
В некоторых случаях, пожалуй, даже слишком либеральными для Пакистана и вообще любой исламской консервативной страны.
К примеру, двоюродный брат Билавала Бхутто – современный художник известный под псевдонимом "Фалуда Ислам" является открытым гомосексуалистом, живет в Карачи и, по собственному утверждению, работает над "повышением видимости ЛГБТ-сообщества Пакистана".
Впрочем, политический капитал старших поколений семейства Бхутто и ореол мучеников от политики, стали отличным карьерным трамплином для наследников, даже несмотря на их лево-либеральные взгляды и эксцентричное поведение.
Так, Билавал Бхутто является самым молодым главой МИД Пакистана, а в 2018 году был одним из главных претендентов на кресло премьера, проиграв как раз Имран Хану.
И вот, спустя 5 лет Билавал Бхутто он одержал двойной реванш – занял один из ключевых министерских постов в Пакистане и наблюдает за тем, как его прежний конкурент рискует отправится в тюрьму. И, следуя, традициям своей семьи проводит весьма радикальную политику пытаясь усидеть сразу на двух стульях.
Так, в январе он посетил в Москву с официальным визитом по приглашению Сергея Лаврова, где стороны "обменялись мнениями по региональным и международным вопросам".
Вероятно, обмен мнениями не задался, когда речь пошла о скидках на сырую нефть.
"Что касается России, то мы не получаем никаких скидок на энергоносители. Вместе с тем мы находимся в крайне тяжелой экономической ситуации, сталкиваемся с инфляцией и ростом цен на бензин. У нас действительно имеются проблемы с энергетической безопасностью",— заявлял глава МИД Пакистана западным СМИ.
С какой стати Россия должна была предоставлять скидки Пакистану, отношения с которым у Кремля никогда не были простыми, пакистанский министр не объяснил.
И вот, менее через месяц стало известно о поставках снарядов к РСЗО "Град" для ВСУ. А сейчас Билавал Бхутто, решил вовсе отказаться от ширмы нейтралитета и поучаствовать в украинском конфликте, демонстративно сделав ставку на Киев.
Возможно, таким образом глава МИД снова пытается набрать очки и оказаться в премьерском кресле. Вот только Билавалу-Зардари следует учитывать не только солидный политический опыт, но и печальную судьбу многих своих родственников, слишком многие из которых заплатили головой за амбиции и непродуманные решения.