Битва за литий: по зубам ли Таджикистану "новое золото"

Таджикистан ищет новые перспективные ресурсы в недрах земли. Однако добыть их в одиночку и получить прибыль целиком страна не сможет
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 31 июл — Sputnik. Таджикистан включился в мировую гонку за редкоземельными металлами и активно занимается поисками перспективных месторождений.
И хотя недра страны содержат в себе почти всю таблицу Менделеева, рентабельной считается добыча лишь нескольких ресурсов. В первую очередь это сурьма - чрезвычайно ценное для оборонной промышленность сырье, по запасам которого Таджикистан занимает одно из ведущих мест в мире.
Но не меньшую значимость для страны представляет литий - металл, за который крупнейшие горнодобывающие компании мира развернули настоящую охоту.

Усидеть на печатном станке

Литий уже прозвали "новым золотом" - все благодаря фантастическому росту цен на него в прошлые годы, больше напоминающему времена золотой лихорадки XIX века.
Достаточно просто взглянуть на цифры. В период с начала 2021 года по конец 2022-го биржевая стоимость лития скакнула - следите за числами - на 872%. Объяснение этому простое - огромный (отчасти искусственно подогретый) спрос на электрокары.
Пожалуй, главным "виновником" этой ситуации можно смело назвать Китай. Именно Поднебесная является флагманом моды и на электрокары и основным их производителем. Так, если верить данным китайских ведомств, в 2021 году в КНР было продано 3,4 млн "зеленых" авто.
В Таджикистане увеличился объем производства металлов
Именно для них и требуются литиевые батареи, в зависимости от модели это 7-10 кг лития на один аккумулятор. Всего в 2022-м их в Китае было выпущено на 130% больше, чем в 2021-м. Правда, в конце года Пекин свернул программу госпомощи компаниям по производству автомобилей, и сейчас на рынке наблюдается постепенный плавный спад.
Но даже при самом пессимистичном прогнозе, согласно которому спрос на электромобили снизится до 35% к концу 2023-го, масштабы производства, да и сам модный тренд на электрокары создали такую инерцию на рынке, что колоссальный спрос на литий будет сохраняться еще десятилетия.
Так, Евросоюз планирует полностью отказаться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2035-му.
Насколько это удастся - большой вопрос, поскольку, по подсчетам ценового агентства Benchmark Mineral Intelligence, к этому сроку ЕС потребуется в два с половиной раза больше лития, чем он сможет добывать. Но в любом случае закупка "нового золота" для ряда стран стала частью государственной стратегии.
Треть промышленного экспорта Таджикистана составляют драгоценные камни и металлы
Разумеется, подобные масштабы производства - это отличный шанс заработать для государств, имеющих разведанные запасы металла. Так, глава компании Tesla Илон Маск заявил, что владение предприятиями по добыче и переработке лития - это все равно, что сидеть на печатном станке.
"Сейчас это в принципе то же самое, что печатать деньги. Я бы еще раз порекомендовал предпринимателям включиться в бизнес по переработке лития: вы не проиграете", - утверждал бизнесмен.
Впрочем, и без советов Маска гиганты горнорудной промышленности включились в гонку за новые залежи. В принципе, самого металла на планете достаточно, но вопрос в том, что спрос не поспевает за предложением. К 2025-му он может достичь 1,5 млн тонн LCE (lithium carbonate equivalent, стандартизированная единица измерения для различных соединений лития), а к концу десятилетия - более 3 млн тонн.
В этой сфере доминируют два игрока, по сути делящих между собой весь рынок - Австралия, обеспечивающая около половины всех объемов добычи, и Китай, который перерабатывает до 60% всего добываемого лития. И если Австралия сосредоточена на использовании своих запасов, то специализирующиеся на переработке компании Поднебесной активно занимаются разведкой и добычей лития по всему миру.
Основной территорией залежей лития, помимо Австралии, является Африка, на которую уже сейчас приходится 1/6 добычи металла, при том что здесь разведаны далеко не все месторождения.
Последняя живопись согдийцев: что скрывают фрески из дворца Санджар-Шах
И именно на "черном континенте" глобально развернули свою деятельность китайские компании, взамен на инвестиции и кредиты получившие почти единоличное право на разработку недр.
Однако Африка - далеко не единственный регион, представляющий интерес для китайского бизнеса. С точки зрения логистики и удобства добычи не менее перспективной для компаний из КНР является Центральная Азия, а конкретнее - Афганистан и Таджикистан.

Руда - Пекину, миллиарды - Кабулу

О том, что Китай хочет добывать афганский литий, стало известно несколько месяцев спустя после победы "Талибана"*. В ноябре 2021-го представители нескольких горнорудных компаний прибыли в Афганистан для консультаций с недавно сформированным талибами* Министерством горнодобывающей промышленности.
Представители КНР не скрывали своих целей и прямо говорили, что интересуются афганскими литиевыми месторождениями, которые оцениваются как самые большие в мире.
"Растет интерес компаний к горнодобывающему сектору Афганистана, включая проекты, связанные с медью и литием, месторождения которых оцениваются в 1 трлн долларов. По запасам лития Афганистан может соперничать с Боливией, которая в настоящее время обладает самыми большими известными запасами в мире", - писала накануне визита китайская Global Times.
К слову, богатые месторождения лития в Афганистане первыми обнаружили советские специалисты во время геологоразведочных работ в 60-70-х годах прошлого века.
В Таджикистане нашли 10 новых месторождений золота
"В 1978 году в СССР вышел в свет двухтомник "Геология Афганистана", подготовленный по итогам исследований почти всей территории страны. Разведка в том числе велась силами таджикских специалистов. Недавно геологическое общество Великобритании перевело этот труд на английский. В принципе, все западные исследования по литиевым месторождениям Афганистана базируются на этой книге", - отмечает Юнус Мамаджанов, экс-директор Института геологии и сейсмологии Таджикистана.
Правда, с открытием китайских концессий поначалу не сложилось - талибы* оказались неспособны обеспечить безопасность на объектах.
"Проблема в том, чтобы обеспечить безопасность. Если она не будет гарантирована, выигрыш не будет стоить потерь", - заявлял тогда Чжоу Шицзянь, бывший вице-президент Китайской торговой палаты импортеров и экспортеров металлов.
Разговоры о добыче заморозили, но ненадолго - новому афганскому правительству уж очень нужны деньги, а Китаю - литиевые залежи. Настолько нужны, что не обходится без скандальных историй - в начале 2023-го в афганских СМИ появилась информация, что двое китайских граждан и трое их афганских подручных пытались вывезти контрабандой из Афганистана около 1,3 тыс. тонн литиевой руды.
"Ремесло лучше золота": промыслы Таджикистана - видео
По последним данным со стороны афганского Министерства горнодобывающей промышленности и нефти, на сегодняшний день китайская сторона в лице компании "Гочин" планирует инвестировать до 10 млрд долларов в добычу лития и создать десятки тысяч рабочих мест в стране.

На что рассчитывает Душанбе?

Разумеется, перспективами неспокойного соседа заинтересовался и Таджикистан. Тем более что условия для организации бизнеса и привлечения инвестиций здесь на порядок лучше - проблем с безопасностью нет, дорожная сеть и логистическая инфраструктура обновляются с каждым годом, а у правительства есть большой опыт взаимодействия с китайскими компаниями.
Но это все второстепенные факторы. Главный вопрос в другом - а есть ли что добывать?
"В Таджикистане тоже велись поиски этого минерала, как при Союзе, так и в годы независимости. Разведаны несколько довольно перспективных месторождений. Запасы, конечно, не сравнить с афганскими, но даже их разработка может принести солидный доход", - отмечает Юнус Мамаджанов.
По его словам, в южной части Памира есть перспективные месторождения лития, называются пегматитовыми. Их исследования запланированы в стратегическом плане до 2030 года, но если удастся получить дополнительное финансирование, то разработка может начаться и раньше.
Это подтверждает и нынешнее руководство Главуправления геологии. Так, в середине июля глава управления Илхомджон Оймухаммадзода подтвердил Sputnik Таджикистан, что его ведомство проводит предварительную разведку литиеносных площадей на южной части Памира и подтвердил значительные запасы категории С2.
Таджикистан метит в число основных поставщиков для "зеленой" экономики
Точные цифры он называть не стал, сославшись на секретность данных, однако подчеркнул, что сейчас правительство также осуществляет новый геологоразведочный проект в центральной части страны по освоению перспективных участков редкоземельных металлов.
Для Таджикистана добыча лития - это не только вопрос прибыльного экспорта, но и внутреннего спроса. Правительство страны взяло курс на декарбонизацию транспортной сферы. Проще говоря - переход на транспорт с гибридным или полностью электрическим двигателем.
В марте 2023-го власти утвердили пятилетнюю программу комплексного развития электротранспорта, согласно которой в одном только Душанбе должны заменить 500 рейсовых автобусов на электробусы, обновив весь общественный транспорт столицы.
И это не говоря о том, что в рамках этой же программы открылось первое предприятие китайского брэнда "JAC-моторс", которое будет специализироваться на производстве и продаже электрокаров.
Таджикистан и Россия договорились о сотрудничестве в цветной металлургии
Так что Таджикистан вдвойне заинтересован в поиске и добыче лития на своей территории.
Но даже если разведка окажется успешной и залежи будут признаны перспективными, перед правительством неизбежно встанет вопрос - а кто будет заниматься разработкой месторождений? Поскольку самостоятельно организовать промышленную добычу Таджикистан, увы, не в состоянии, на помощь приходят иностранные компании.
"Для полноценной добычи этого востребованного в данное время минерала несомненно потребуются значительные капиталовложения. Уже есть потенциальные инвесторы, в числе которых Китай и Россия. Пекин щедро финансирует совместные проекты в горной добыче, но и переговорщик в процессе договоренностей по распределению конечной продукции очень жесткий", - отмечает экономист Толиб Икромов.
Действительно, как показывает опыт разработки золотоносных месторождений в Таджикистане, условия контрактов таковы, что, пока китайская компания не отобьет своих затрат (компенсацию которых она берет тем же самым золотом), другая сторона на большую прибыль может не рассчитывать - в лучшем случае на быстрое закрытие долга.
Таджикистан ведет работы по освоению редкоземельных металлов
Однако, несмотря на полукабальные условия, других альтернатив у Таджикистана пока нет - только КНР имеет достаточный объем инвестиционных средств и опыт, чтобы быстро начать добычу руды в случае обнаружения перспективных месторождений.
"Во время визита в КНР в мае этого года президент Таджикистана Эмомали Рахмон встретился с главой совета директоров горнодобывающей компании "Джитсун Литий" Нан Цзинси для обсуждения вопросов сотрудничества по добыче и переработке литиевой руды. Для этого у компании есть все необходимые технологии и современное оборудование, - отмечает Толиб Икромов. - Вполне возможно, что в ближайшее время будет заключено соглашение о совместном сотрудничестве. Вопрос только в том, какую долю от добычи потребует Поднебесная".
* Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.