Телеканал CNN поделился выдержками из выходящей на следующей неделе биографии предпринимателя, пишет колумнист РИА Новости.
Среди прочего был раскрыт эпизод, якобы имевший место в прошлом году: испугавшись применения Москвой ядерного оружия как ответа на атаку, Маск приказал отключить спутниковый интернет Starlink около побережья полуострова, в результате чего украинские подводные дроны, нагруженные взрывчаткой, "потеряли связь и их вынесло на берег".
По словам самого Маска, дело было несколько иначе. Starlink возле Крыма, наоборот, не работал, и он получил экстренный запрос со стороны "правительства" на его активацию на всем пути следования беспилотников до Севастополя с целью "потопить большую часть российского флота на якоре".
Однако он отказался, поскольку в результате SpaceX оказалась бы вовлечена в крупный акт войны и эскалацию конфликта.
Удалось бы ВСУ нанести задуманный ущерб российскому ВМФ — вопрос открытый, но, честно говоря, сам по себе описанный эпизод не кажется чем-то невероятным. Илон Маск неоднократно открыто и громогласно высказывал свои опасения и общее негативное отношение к активной поддержке Штатами Украины.
Да и проблемы со Starlink он ВСУ уже обеспечивал. Так что вполне можно допустить, что и данная ситуация произошла на самом деле.
В России произошедшее по преимуществу было воспринято как свидетельство того, что в нынешней американской элите — некомпетентной и зациклившейся на удержании глобальной гегемонии любой ценой — остаются люди, сохраняющие здравый смысл и адекватное восприятие реальности. Именно в таком русле прокомментировал новость зампредседателя Совбеза России Дмитрий Медведев.
Однако, пожалуй, даже более важным для России — и для всего мира — является иной аспект этой истории. Ведь как выглядит ситуация, если ее очистить от эмоциональных оценок: крупный американский бизнесмен сознательно и активно саботировал политику своего государства и его прямое распоряжение на критически значимом направлении.
Причем можно добавить, что детище предпринимателя было создано исключительно благодаря тому, что это самое государство в свое время влило в его бизнес не только огромные финансовые ресурсы, но и колоссальные научные, технологические и производственные наработки в соответствующей — космической — сфере.
И само собой подразумевалось, что Starlink по щелчку пальцев будет обслуживать государственную политику и нужды. Вместо этого выяснилось, что у Маска есть собственное мнение, которое для него является приоритетным при принятии решений.
Разумеется, в произошедшем нашел отражение усугубляющийся идеологический и политический раскол внутри США. Однако дело не только в нем. У Вашингтона в принципе пока не получается справиться с кризисом в американском ВПК.
Это может показаться странным: нынешние времена являются Клондайком для военной промышленности, а уж для богатейшего и суперпродвинутого заокеанского ВПК это и вовсе должен быть золотой век. И он им действительно является.
О каком же кризисе можно говорить в такой ситуации? А все очень просто: администрации Байдена, несмотря на все прилагаемые усилия, пока так и не удается запустить на нужную мощность выпуск тех вооружений, потребность в которых выявил конфликт на Украине.
А это, в свою очередь, является следствием того, что американским военным корпорациям просто невыгодно их производить.
В прежнее время у Пентагона были десятки подрядчиков, однако в конце прошлого века произошло укрупнение и фактически монополизация рынка ВПК в руках пяти корпораций.
Этим компаниям выгодно пилить десятки и сотни миллиардов долларов на разработке, доработке, переработке и бесконечной доделке все новых и новых вундервафель, будь то истребители F-35 или эсминцы Zumwalt.
На фоне долларового ливня, льющегося под эти задачи, наращивание выпуска простого и дешевого вооружения вроде артиллерийских снарядов самых популярных калибров просто не выглядит для корпоративных монстров достаточно привлекательным с экономической точки зрения. Маржа маловата. Ничего политического, просто бизнес.
В результате американское государство уже сколько времени бьется над решением данной задачи, а прорыва так пока и не видно.
При этом Россия за то же время успешно справилась с аналогичным вызовом, запустив на полную мощность собственный ВПК, причем как умножив производство десятилетиями проверенных "старичков", так и освоив качественно новые для себя компетенции (например, массовый выпуск беспилотников).
Если рассматривать "бунт" Маска в таком ракурсе, то в нем идеологические и политические разногласия предпринимателя и действующей администрации отходят на второй план.
Во главе угла же находится эффективность государства, КПД его управленческой системы, способность того самого "правительства" заставить подчиненные структуры (а Starlink и Илон Маск, несмотря на формально независимый и коммерческий статус, ими тоже являются) делать то, что приказано.
Как раз здесь сосредоточена самая большая проблема США. Ситуация для них тем более неприятна, поскольку именно более высокая эффективность — на основе гибкости, предприимчивости, инициативности, напористости как исконно-посконных американских качеств — была тем преимуществом, что когда-то обеспечивала их успехи.
Однако очевидно, что все это в прошлом: преимущества американского управленческого подхода теперь обернулись серьезными проблемами, грозящими просто распадом системы.