ДУШАНБЕ, 28 июл — Sputnik. Проблемы с мобильной связью создают препятствие для реализации государственной политики, в том числе в плане перехода на систему безналичных расчетов.
Жители кишлака Каджровут района Деваштич Согдийской области неоднократно обращались в компанию "Tселл" с просьбой улучшить услуги мобильной связи.
В этом селе антенна, расположенная на высоте над кишлаком, не работает должным образом, и, когда отключается электричество, она становится совершенно непригодной, Люди не могут пользоваться телефонной связью, не говоря уже о подключении к интернету.
За последние два года жители села коллективно и индивидуально, устно и письменно обращались в компанию "Tселл". Технический персонал компании неоднократно изучал и ремонтировал антенну, но ситуация не улучшилась.
Но проблема не ограничивается этим кишлаком. Подобные жалобы исходят от жителей других поселков и районов, центра Согдийской области и даже города Душанбе и других частей Таджикистана. Идут жалобы не только на "Tселл", но и на все мобильные компании.
Если вы заглянете в социальные сети, то встретите десятки жалоб на "слабую связь" или "некачественный интернет", клиенты при этом злятся, проклинают мобильные компании и весьма нецензурно выражаются. И эта ситуация продолжается.
Более года назад, 22 июня 2023 года, президент Таджикистана Эмомали Рахмон издал указ "О мерах по расширению безналичных расчетов", который должен был вызвать социально-экономические перемены в обществе, в том числе развитие сферы связи.
Однако клиенты мобильных компаний жалуются, что при такой "слабой связи" и "некачественном интернете" они испытывают трудности с совершением безналичных расчетов, не могут оплачивать различные социальные и бытовые услуги через интернет-приложения и обращаются к старому проверенному методу - расчетам наличными.
С другой стороны, некоторым мобильным компаниям удалось повысить свои тарифы на 10-15%, хотя они не могут предоставлять услуги на сумму, которую получают от клиентов, и на практике зарабатывают на тех услугах, которые не оказали.
Обсуждению этой темы в основном была посвящена пресс-конференция Службы связи.
Заместитель главы Службы связи Таджикистана Ахлиддин Муртазозода, недавно назначенный на должность, заявил, что единственный способ решить проблему - это развитие технологической составляющей и улучшение возможностей мобильных компаний.
"То, что мы сейчас сообща делаем, это установка как можно большего количества базовых станций и прокладка оптоволоконных кабелей для обеспечения доступа к сети высокоскоростного интернета", - сказал Муртазозода.
По его данным, за прошедший год по всему Таджикистану было установлено 157 базовых станций и проложено 148,28 километра оптоволоконных линий связи.
Но Таджикистан - своеобразная страна. 93% ее территории - горы, в долинах и ущельях движение волн и нормальная электрическая связь затруднены.
С другой стороны, проблема с электричеством превращает любой высотный полет в опасный даже летом, поскольку ни базовые станции, ни антенны не работают должным образом на заснеженных высотах.
Куратор Управления связи и информации Службы связи Таджикистана Рафикджон Джалолов сообщил, что для решения этой проблемы мобильные компании начали закупать аккумуляторы и дизель-генераторы.
"Наличие таких мощностей, которые могут автоматически активироваться в случае отключения электричества и снабжать устройства электроэнергией, очень важно для бесперебойной связи", - сказал Джалолов.
По данным Службы связи страны, за последние шесть месяцев компания "Индиго Таджикистан" закупила 45 комплектов (каждый комплект состоит из трех, некоторые имеют по 12 аккумуляторов), "Мегафон" - 300 комплектов аккумуляторов, 12 комплектов дизель-генераторов, "Зет Мобайл" - более 100 комплектов аккумуляторов, 8 дизель-генераторов, и "Вавилон" импортировал более 120 комплектов аккумуляторов, более 10 комплектов дизель-генераторов.
По словам Джалолова, для этого нужны большие средства, компаниям приходится поднимать тарифы.
В то же время эксперты полагают, что таджикским мобильным операторам предстоит долгий и трудный путь в обеспечении связи, мобильного и стационарного интернета.
Эксперт Нурулла Гусейнов считает, что географические особенности Таджикистана лишают компании связи любой возможности быстрого решения этой проблемы.
"Если вначале клиенту было достаточно позвонить по телефону, то теперь он хочет совершать видеозвонки и смотреть видео. Чтобы обеспечить ему это, мобильная компания должна иметь антенну в каждом уголке небольшого каньона и обслуживающий персонал для каждой. Это требует много денег и времени", - сказал Гусейнов.
С точки зрения экспертов, сейчас сотовая связь в равнинных частях, составляющих около 7% географии Таджикистана, также имеет свои проблемы, и, за исключением столицы страны - Душанбе, ее качество в других больших городах не может быть оценено положительно.