Физическая и психологическая травля детей и подростков в школах - то, что принято называть западным термином "буллинг" - в Таджикистане является проблемой столь же распространенной, что и в любой из стран Центральной Азии, России или США.
Сложность в том, что в Таджикистане вслух обсуждать эту проблему не принято. Кто-то не хочет выносить сор из избы и боится "гапи мардум", народной молвы. Кто-то предпочитает решать конфликты не системно и профилактически, а индивидуально - путем встречи лицом к лицу с педагогом или родителями обидчика.
А кто-то даже считает буллинг полезным элементом образовательной системы. Мол, пусть ребенок учится постоять за себя и привыкает, что жизнь трудна.
Однако в стране понемногу растет число родителей и даже педагогов, которые считают недопустимым закрывать глаза на физическое или психологическое притеснение в школе.
Специально для них летом 2024 года Минобразования Таджикистана приняло методическое руководство по профилактике и предотвращению буллинга и кибербуллинга.
А в ноябре при поддержке Россотрудничества в Душанбе провели открытую лекцию для родителей и педагогов профессиональные психологи - главный эксперт программы "Травли NET" Мария Афонина и специалист программ "Каждый важен" и "Папы против травли" Игорь Майнгардт. И в ходе лекции они дали несколько простых, но важных рекомендаций, как избежать буллинга.
Не замалчивать проблему
Как утверждают психологи, лучший способ борьбы с травлей - это профилактика. Важно доходчиво и понятно объяснить ребенку, что насилие - физическое, психологическое или кибербуллинг в Сети - вещь ненормальная. Что жертва не виновата, что поощрять такое поведение безразличием - неправильно. И мнение окружающих, знаменитое "гапи мардум", не имеет в данном случае никакого значения.
Но главная проблема тут - в доверии к старшим и боязни последствий. Специалисты по детскому поведению всегда обращают внимание на то, что у детей есть потребность чувствовать принадлежность к какой-то группе. И один из способов объединяться - весьма популярный и при этом нездоровый - это "дружба" против кого-то.
В этом случае, даже если ребенок сам не стал мишенью для издевательств в школе, где такое поведение - норма, он может стать молчаливым свидетелем или даже соучастником из страха стать следующей жертвой обидчиков.
Школьников младшего возраста сравнительно легко вызвать на честный разговор, но если речь идет о подростках, то многие из них откажутся говорить из-за боязни быть отвергнутым коллективом и частого недоверия к собственным родителям.
В таком случае Мария Афонина рекомендует родителям, обеспокоенным делами в школе, регулярно использовать технику "маленьких разговоров". То есть посмотреть в интернете, по радио или по телевизору историю про травлю и спросить, а не происходит ли такого и в вашей школе? И если такое случится, попросить рассказать об этом семье.
Впрочем, психологи подчеркивают, что для честного разговора по душам в первую очередь важно именно доверие со стороны ребенка, которое возможно, только если родители и раньше были честны с ним и не игнорировали его вопросы и проблемы.
Поскольку, согласно результатам исследования программы "Травли NET", около 42% родителей даже не догадываются о том, что их ребенок подвергается буллингу, а дети и подростки из-за недоверия к старшим вынуждены справляться с проблемой своими силами - и это может приводить к очень печальным последствиям.
Успокоиться и тщательно разобраться в ситуации
Даже если родитель внимательно выслушал историю ребенка и готов искренне взяться за его защиту, специалисты рекомендуют предпринимать дальнейшие шаги только на холодную голову.
В противном случае гнев мамы или папы может быть направлен не в ту сторону и еще более усугубить ситуацию, если сверстники ребенка сочтут его ябедой. А ребенок, решивший, что родители его публично опозорили, может замкнуться в себе и перестанет делиться проблемами внутри семьи.
В первую очередь нужно отличать травлю от конфликта в коллективе. В случае конфликта стороны равны и отстаивают собственную точку зрения, обоснованную или не очень, которую они могут проговорить. Ответственность за ситуацию конфликтующие стороны несут примерно в одинаковой степени, даже если один из участников хочет показать себя менее виноватым.
А вот в случае с буллингом роль жертвы четко закреплена. Часто это всего один ребенок, подвергающийся систематическим нападкам небольшой группы сверстников, и настоящей причины для травли нет, есть только придуманные обидчиком поводы.
Впрочем, психологи подчеркивают, что иногда конфликты могут действительно перерасти в буллинг, особенно если взрослые никак не вмешиваются в ссоры детей или поощряют одну из сторон.
Увы, в Таджикистане не так редки истории, когда малообеспеченная семья отказывалась скидываться на ремонт или платить за навязываемые "дополнительные занятия", после чего негатив руководства учебного заведения переключался на ребенка, который с одобрения педагогов становился удобной мишенью для других детей.
Поддержать и защитить
В любом случае, опираясь на опыт разрешения подобных конфликтов, российские специалисты рекомендуют следующую последовательность действий.
Во-первых, оценить свое состояние и успокоиться, поскольку лишние эмоции - плохой советчик в решении проблемы. Во-вторых, изучите ситуацию досконально - расспросите ребенка, соберите факты и убедитесь, что имело место травля, а не конфликт или жалобы на непопулярность.
Если речь действительно о буллинге, то третий и самый важный шаг - поддержать ребенка. Первоочередная цель в данной ситуации не наказать обидчиков, а создать ощущение защищенности и безопасности.
По мнению психологов, если ребенок будет четко осознавать, что он не остался один на один с обидчиками, если он ощущает поддержку семьи за спиной - это уже решает половину проблем, поскольку после прямого вмешательства родителей он будет чувствовать намного большую уверенность.
А уверенные в себе и не чувствующие себя одинокими дети намного труднее выводятся из эмоционального равновесия и, соответственно, перестают быть такой легкой добычей для организаторов травли, что уже само по себе способно прекратить буллинг.
Но какими словами поддержать жертву нападок и при этом не показаться слишком опекающим или, наоборот, шаблонно-безразличным? Психолог Игорь Майнгардт рекомендует сперва выслушать ребенка и разделить его чувства ("ужасно, что так произошло").
Потом важно показать ненормальность сложившийся ситуации ("так не должно быть") и объяснить, что на месте жертвы мог оказать кто угодно - то есть проблема не в самом ребенке.
Дальше необходимо сказать и показать, что вы приложите максимум усилий для решения проблемы, предупредить ребенка о своих дальнейших действиях, постараться обучить его навыкам уверенного поведения, словесного отпора и, если необходимо, то и самозащиты.
И вот только после этого следует обратиться к педагогам и руководству школы. Для начала связаться с классным руководителем, изложить ему известные факты и, если родитель знаком с ним лично и достаточно доверяет его опыту, попросить принять меры по прекращению агрессии в адрес сына или дочери.
После чего регулярно - например, раз в неделю, уточнять у родителя, как ведется профилактическая работа, а в это же время закреплять у ребенка уверенность в себе и навыки словесной защиты.
Если прошло 2-3 недели, а никаких шагов предпринято не было - пойти на разговор к директору, а при необходимости написать заявление в Минобразования, к уполномоченному по правам человека или в особо серьезных случаях - даже в прокуратуру.
Что делать, если организатор травли - педагог?
К сожалению, ситуация в которой учитель проецирует агрессию на ученика, осознано или нет поощряя к этому и остальной коллектив, встречается не так уж редко. Причин может быть множество - накопившаяся усталость педагога, банальная некомпетентность или подсознательное желание отыграться за свои личные проблемы на условном "подчиненном".
И если в ходе беседы с ребенком выяснилось, что это систематическое отношение учителя, а не одиночный эмоциональный срыв уставшего взрослого на хулиганское поведение ученика, то и Мария Афонина, и Игорь Майнгардт в данной ситуации советуют доходчиво объяснить сыну или дочери, что словесная агрессия - результат некомпетентности взрослого педагога, а не их вина, пусть даже учитель и пытается убедить и обвинить в этом ребенка.
Также необходимо проводить работу с администрацией школы и, если руководство не игнорирует сложившуюся ситуацию и готово идти на контакт - попробовать наладить конструктивный диалог без агрессии и обвинений, чтобы благополучно разрешить ситуацию и предотвратить подобные инциденты в будущем уже с другими учениками. В противном случае стоит обратиться в упомянутые вышестоящие инстанции.