Афганистан и Таджикистан: новости на границе

"Золотая лихорадка", или Новая головная боль таджикских пограничников

В Бадахшане в последние годы наблюдается бум по добыче золота - чем это обернулось для приграничных районов региона разбирался Sputnik Таджикистан
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ДУШАНБЕ, 13 ноя - Sputnik. Афганские золотодобывающие компании на приграничных с Таджикистаном территориях начали создавать проблемы как для окружающей среды, так и для региональной безопасности.
Десятки местных и иностранных компаний, вооруженных группировок и отдельных торговцев добывают золото вдоль афгано-таджикской границы, и именно это является одной из причин перестрелок между пограничниками двух республик.
О том, почему в последние несколько лет золотодобыча вызывала такой бум в Бадахшане и как это отражается на регионе - разбирался корреспондент Sputnik Таджикистан.

"Золотой век" Бадахшана

За последние два года золотодобывающие компании спровоцировали "золотой апокалипсис", завезя тысячи единиц рабочей техники, в том числе экскаваторы, грузовики, тракторы и оборудование для добычи металла в приграничные районы афганских провинций Тахар и Бадахшан.
По словам местных жителей, добывать золото здесь начали с древних времен, но за последние два года работа приобрела беспрецедентные масштабы, превратив регион в огромное поле битвы технологий и природы.
В настоящий момент здесь трудятся примерно 5 китайских компаний, две турецкие, около 30 предприятий Хаджи Башира Нурзая, которого называют крупнейшим наркоторговцем в Афганистане, - более 100 крупных и мелких организаций заняты добычей данного ресурса региона.
Добыча ведется на территории кишлаков Чахабского района провинции Тахор, района Шахри Бузург и района Рогистон провинции Бадахшан, которые граничат с Хатлонской областью Таджикистана.
По словам источника Sputnik Таджикистан, иностранные компании перевозят добытое золото в свои страны, а вот афганские торговцы реализуют его на рынках Кундуза, Тахора и Кабула. Согласно установленному в Афганистане курсу, один мискаль (местная единица измерения золота, равная 4,5-5 граммам) продается по 40 тыс. афгани. При условии, что 70 афгани эквивалентны одному доллару, то при продаже заработать можно 571 доллар.
При этом, по словам собеседника Sputnik Таджикистан, только в кишлаке Овез, где собирается большинство "любителей золота", ежедневно добывается в среднем 100 кг.
Как рассказал один из старейшин кишлака Овез Мухаммад Шариф (имя изменено), подавляющее большинство компаний приходят извне и находятся под покровительством одного из командующих Генштабом “Талибана”*.
"В основном это выходцы из пуштунских провинций юга - Кандагара, Гильменда, Пактии, Пактики и Нангархара, - которые приезжают в регион. Их число достигло более тысячи", - сказал Мухаммад Шариф.
Он добавил, что в провинции Чахаб действуют две турецкие компании, получившие лицензии на добычу золота от талибов*, но число китайских предприятий значительно больше.
"Их также защищают боевики “Талибана”*. Площадки рабочих КНР полностью окружены и находятся под строгим контролем, а местным жителям доступ туда запрещен", - сказал Мухаммад Шариф.
Почему Таджикистан сократил продажу золота?
Решение талибов* выделить людей на защиту иностранных золотодобытчиков не случайно. В январе этого года по дороге в район Дашт-Калъа провинции Тахор был убит гражданин Китая, и ответственность за это взяла на себя террористическая группировка ИГИЛ**. А в ноябре прошлого года вооруженные автоматами люди ворвались в комнату китайских рабочих на золотодобывающем предприятии в районе Шамсиддин Шохин Хатлонской области, убив одного человека и ранив четверых, включая гражданина Таджикистана. После нападения бандиты бежали в Афганистан и до сих пор не пойманы.

"Кому шашлык, а кому дым от шашлыка?"

"Золотая лихорадка" создала новые условия для приграничных районов Бадахшана.
По словам жителя кишлака Понимур Мухаммада Закира, золотоискатели, особенно китайские, скупают или арендуют землю у местных и открывают новые месторождения.
"Участок, который полгода назад не стоил даже 10 лаков (1 лак = 100 тыс. афгани), теперь продается за 350-600. Кроме того, владельцы территорий заключают контракты с компаниями и получают долю. Например, от 30 до 70 или от 40 до 60 лаков, в зависимости от золотого запаса на их земле. Мы только узнали, что живем на золоте. Некоторые уже купили несколько квартир в городах и завели по две-три жены", - поделился мужчина.
Однако рост золотодобывающих компаний и последующая его добыча на миллионы долларов в приграничных районах не сильно изменили жизнь большинства простых людей, и проблема безработицы также не решена, признаются местные жители.
Уроженец кишлака Овез Хаджи Саид пояснил, что компании, в том числе иностранные, приезжают уже со своими работниками, в основном пуштунами с юга. Поэтому местным жителям, особенно молодежи, ничего не остается кроме как выполнять низкооплачиваемый тяжелый труд - рыть пещеры, таскать камни или землю.
"Целую неделю роют тоннель, зарабатывая по 3-4 тыс. афгани в неделю, и понятия не имеют, какую выгоду извлекает работодатель. В целом местные рабочие, которые хорошо трудятся, могут получать до 200-300 афгани в день", - отметил житель.
В прошлом году от работы золотодобытчиков в региональный бюджет поступило 900 млн долларов.
Как подсчитал эксперт Башир Ахмад Садид, только в приграничье ежедневно добывается золото примерно на 60 млн долларов.
Однако, по словам источника Sputnik Таджикистан, это хоть и гораздо больше, чем во времена старой власти, но все равно никак не отразилось на жизни простых людей.
Его величество шпинель: как таджикский камень-самозванец попал в короны монархов
Бадахшан не имеет себе равных в Афганистане по запасам подземных ресурсов. Помимо золота, в этой провинции годами добываются другие драгоценные камни и редкие металлы, такие как рубины, лазурит, платина, но вся прибыль оседает в карманах дельцов и вооруженных группировок.
"Природные ресурсы Бадахшана фактически растрачиваются впустую. Людям не разрешают заниматься добычей, потому что у них нет возможности. Отечественные и иностранные компании получают разрешение от правительства и больше никому не подчиняются. Нет никакого официального органа, который бы контролировал их работу, доходы и собирал деньги для бюджета и населения. У людей нет ни доли, ни голоса. Если они возмутятся, их быстро подавят", - сказал Башир Ахмад Садид.
С момента появления в регионе первых китайских компаний население и даже местные талибы* десятки раз выражали недовольство сложившейся ситуацией, однако до сих пор ничего не изменилось.
Как отмечают эксперты, массовая добыча золота в регионе превратила сельскохозяйственные угодья в бесплодные песчаные дюны. А в долгосрочной перспективе становится одной из самых серьезных экологических проблем, с которой никому не удастся легко справиться.

Золото и граница

Тем временем "золотая лихорадка" в приграничных с Таджикистаном провинциях создала новые проблемы для пограничников, и на рубежах уже произошло несколько перестрелок.
Согласно заключенному еще в 70-х годах соглашению, граница между двумя странами определяется по середине реки. Однако в документе не содержится никаких объяснений в случае разлива реки в ту или иную сторону. При этом эксперты обращают внимание, что в последние годы Пяндж (которая в месте слияния с рекой Вахш называется Амударьей) все больше продвигается в сторону Афганистана, “образуя” острова, которые сейчас становятся предметом спора между республиками.
Так, в социальных сетях вирусятся видео, как старатели добывают золото вдоль таджикской границы и даже иногда нарушают ее рубежи. Якобы даже руководство Погранслужбы Таджикистана неоднократно направило обращения властям Афганистана по поводу подобных инцидентов. Официальный Душанбе никак не комментирует данную информацию и ситуацию в приграничье с соседней республикой.
Однако известно, что с таджикской стороны ведутся работы по укреплению берега, что, к слову, также может менять течение Пянджа в сторону Афганистана.
* Организация находится под санкциями ООН за террористическую деятельность.
** “Исламское государство” (ИГ, ИГИЛ) - террористическая экстремистская организация. запрещена в России и Таджикистане.