ДУШАНБЕ, 28 сен — Sputnik, Мария Шелудякова. Предложение Китая построить на границе Таджикистана и Афганистана одиннадцать погранзастав не должно вызывать беспокойства в Москве, заявил Sputnik эксперт Российского института стратегических исследований Дмитрий Александров.
В понедельник стало известно, что Китай выделяет Таджикистану грант на укрепление безопасности таджикско-афганской границы, протяженностью 1344 километра. Таджикистан уже утвердил проект соглашения, в соответствии с которым КНР построит четыре пограничных поста и военный учебный центр за счет грантовых средств.
"Вслед за ростом экономического влияния идет рост и в других сферах, в том числе и в сфере безопасности, поэтому действия Китая вполне закономерны, — отметил эксперт. — КНР сотрудничает не только с Таджикистаном. Например, некоторое время назад страна строила жилье для военнослужащих Кыргызстана".
Более того, Александров напомнил, что в вопросе помощи при обустройстве проблемной границы Китай не стал первопроходцем. США также вкладывали средства в техническое оснащение на южных границах Таджикистана. Предложение Пекина не угрожает интересам России в регионе, потому что интересы двух стран схожи — это борьба с экстремизмом, преодоление нестабильности в Афганистане и на территории Центральной Азии.
"Китай действительно усиливается в регионе, причем активизируется в непривычной сфере. Пятнадцать лет назад Китай волновала по большей части только экономика, и сил на сферу безопасности тратилось значительно меньше, — продолжил эксперт. — Сейчас Китай проходит другой этап. Таким образом китайское руководство стремится выстроить буфер безопасности и улучшить отношения со странами Центральной Азии".
Директор Аналитического центра Института международных исследований МГИМО МИД РФ Андрей Казанцев в интервью Sputnik также заявил, что в последнее время КНР увеличивает финансирование сферы безопасности в странах Центральной Азии.
Для этого у китайского руководства несколько причин: довольно непростая ситуация в Афганистане и уменьшение возможностей России по обеспечению безопасности в данном регионе.
"В этот контекст вписывается и создание формата консультаций по безопасности, который включает Китай, Пакистан, Афганистан и Таджикистан. Россия туда не входит, и это может вызывать особую озабоченность в Москве. Безусловно, таким образом Китай берет на себя свою долю финансирования сферы безопасности в странах Центральной Азии", — отметил Казанцев.
В начале августа Китай, Пакистан, Афганистан и Таджикистан на уровне министерств обороны объявили о создании военной антитеррористической коалиции четырех государств, договорившись об обмене разведывательной информацией, а также проведении совместных военных учений.
Эксперт напомнил, что ранее Россия целиком обеспечивала безопасность в странах ОДКБ, прежде всего, в Таджикистане и Кыргызстане. Китай вкладывал деньги только в экономику и получал от этого непосредственную отдачу. Россия же от помощи в сфере безопасности, естественно, никакой отдачи не получала, подчеркнул он.
"Желательно со временем решать все эти вопросы в рамках механизмов взаимодействия, которые разработаны по линии ШОС и по линии движения между ЕАЭС и "Экономическим поясом Шелкового пути", — сказал Казанцев.
Согласно проекту, Таджикистан обязуется обеспечить безопасность китайских специалистов в приграничных зонах. Китайская сторона также освобождается от уплаты всех видов налогов, таможенных пошлин и других платежей, связанных со строительством. В настоящее время КНР является одним из основных инвесторов в экономику Таджикистана, вкладывая средства в улучшение инфраструктуры.