ДУШАНБЕ, 1 июн — Sputnik, Рубен Гарсия. Откладываемые с 2013 года поправки в закон "О безопасности дорожного движения", запрещающие водителям-иностранцам заниматься коммерческими перевозками без российских документов, с 1 июня вступают в силу.
За нарушением работодателям грозит штраф в 50 тысяч рублей.
Сторонники запрета из числа депутатов Госдумы говорят о необходимости позаботиться о безопасности пассажиров и участников дорожного движения, ведь отсутствие полученного в РФ водительского удостоверения по логике парламентариев автоматически свидетельствует о незнании российских дорожных реалий.
А значит, потенциально создает угрозу дорожно-транспортного происшествия.
Их оппоненты, напротив, говорят, что большинство мигрантов, работающих в РФ в сфере пассажирских или грузовых перевозок, имеют многолетний стаж вождения, сильно зависят от своего заработка, а потому стараются не нарушать ПДД, и оснований не пускать их за баранку совершенно нет.
А кроме того, запрет на работу иностранцам без российских удостоверений рискует создать транспортный коллапс.
Sputnik Таджикистан решил разобраться, как повлияет текущий запрет на транспортную ситуацию в России и на самих мигрантов.
"Весь мир так живет. Хочешь работать без проблем? Получи права страны, в которой ты живешь. Ситуации, что сейчас остановится весь транспорт, не будет. У меня много знакомых — таджиков, узбеков, белорусов, которые побеспокоились об этом заранее и получили права", — пояснил Sputnik Таджикистан председатель Союза автошкол Москвы Александр Ачкасов.
Действительно, о готовящихся поправках было известно еще 4 года назад, и время на переоформление документов у водителей было. Как раз ради этого многие компании-перевозчики и часть депутатов лоббировали отсрочку вступления запрета в силу.
Однако следует понимать, что часть мигрантов совсем недавно приехала в Россию и физически не успевает получить права.
Так, например, редакция связалась с водителем 11-го автобусного парка Москвы Ибрагимом Дустовым, который сообщил о массовых увольнениях 31 мая и 1 июня всех сотрудников-иностранцев, даже несмотря на то, что у большинства из них были международные водительские удостоверения с отпечатками пальцев.
Руководство предупредило их за месяц о необходимости получения российских прав, однако в ГАИ, куда пришли водители, им сказали, что переоформить и подтвердить они ничего не смогут: нет ни полномочий, ни времени, ни, по-видимому, желания. Все только через автошколу. Закончилась история увольнениями.
И все же, как скажется запрет на пассажирских перевозках в целом?
В крупных городах России — не сильно. Так, в столичном "Мосгортрансе" иностранных граждан за рулем общественного транспорта едва ли более 10%. Еще меньше их в ГУП "Мострансавто" — предприятии обслуживающим Подмосковье.
Кроме того, большинство крупных частных компаний-перевозчиков задолго до часа "Х" озаботилось тем, чтобы на их маршрутах работали либо граждане РФ, либо иностранцы с исправными российскими документами.
Совсем иная ситуация складывается в менее богатых российских регионах, где значительная часть водителей — как раз таки выходцы из бывших союзных республик, в частности — Центральной Азии.
Так, глава Комитета Госдумы РФ по транспорту Евгений Москвичев на заявления сторонников запрета резонно замечал, что общественный транспорт во многих регионах России является убыточным, работа там — малооплачиваемая, и местные жители просто не идут на свободные вакансии водителя.
Еще хуже обстоит ситуация в сфере такси, причем это касается в первую очередь именно столицы. Если агрегаторы заказов типа Uber, Яндекс.Такси, Везет и Gett-такси не дадут работать шоферам без российского удостоверения, то на рынке перевозок в ближайшее время случится серьезный дефицит кадров.
Скорее всего, начнется более активная продажа аккаунтов, когда сервис регистрирует человека с полным комплектом исправных документов, который, в свою очередь, передает аккаунт водителю-нелегалу. Что отразится и на самих мигрантах, которые на некоторое время останутся без работы, и на пассажирах, которым придется ездить, исходя из повышающего коэффициента по более высокой цене. Кроме того, почти все таксисты, с которыми удалось побеседовать Sputnik Таджикистан, говорят о том, что их ждут бесконечные рейды и проверки ГИБДД на каждом посту.
Вывод из сложившейся ситуации простой: депутаты приняли, по сути, важное и вполне обычное в мировой практике постановление, причем даже предоставив достаточно времени, чтобы водители могли его исполнить. Однако на практике получилось так, что часть мигрантов не озаботилась своевременным получением прав, и что еще хуже — те из них, кто честно начал решать этот вопрос и пошел в автошколу или ГИБДД, наткнулся на бюрократические проволочки, хорошо знакомые каждому жителю России, и в силу объективных причин не успел в срок.
В итоге множество мигрантов осталось без работы, а жители регионов — без доступного транспорта.
За примером долго ходить не надо: уже сегодня, в день вступления запрета в силу, многие жители города Обнинска Калужской области опоздали на работу из-за резкого сокращения в городе маршрутных такси.