Притормозили: почему мигрантов не пускают за руль в российских городах

© Sputnik / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкРейд по выявлению несанкционированных маршрутных перевозок
Рейд по выявлению несанкционированных маршрутных перевозок - Sputnik Таджикистан
Региональные власти в России запрещают мигрантам работать водителями автобусов и такси. По мнению экспертов и перевозчиков, на федеральном уровне запрет этот не всегда логичен и обоснован, особенно, когда речь идёт о крупных городах страны

ДУШАНБЕ, 17 янв — Sputnik, Рубен Гарсия. Губернатор Челябинской области подписал постановление, запрещающее на весь 2017 год работу "иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на основании патентов, по отдельным видам экономической деятельности".

К "отдельным видам деятельности" власти региона отнесли внутригородские, пригородные и междугородние пассажирские перевозки.

Проще говоря, значительной части мигрантов запретили работать водителями автобусов, маршруток и такси.

Аналогичный запрет действует уже в Новосибирске и активно продвигается в Санкт-Петербурге.

Sputnik Таджикистан спросил политиков, экспертов и перевозчиков, чем вызван такой запрет и насколько он правомерен? 

Реконструкция тоннеля, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Мигранты или бизнесмены: кто виноват в слабости российской экономики

"Здесь не столько миграционная составляющая, сколько вопрос организации транспортного сообщения и контроля за кадровым составом, который перекладывают на самих мигрантов. Дескать, они виноваты в транспортных происшествиях, а не компания, которая должна следить за квалификацией нанимаемых работников. Не секрет, что многие водители работают незаконно, но если речь — о легальных мигрантах, то чем, скажем, армянин, азербайджанец или таджик хуже русского водителя в вопросе знания ПДД?", — полагает Вячеслав Поставнин, президент фонда "Миграция XXI века".

По его словам, речь не о дискриминации как таковой, а о популистском способе "найти крайнего" при решении конкретных транспортных проблем. 

Кроме того, не всегда понятно, насколько подобные ограничения логически обоснованы и законны в каждом конкретном случае.

По мнению депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, такой запрет на региональном уровне может быть обоснован желанием трудоустроить в первую очередь граждан России. Однако если это закономерно по отношению к муниципальным перевозчикам, то, непонятно почему он распространяется и на службу такси. 

"Мне трудно сказать, имеет ли право глава региона ограничить доступ к рынку легальных мигрантов. С точки зрения обывательской, наверное, логичней обеспечить работой граждан собственного региона. Но если в данной области существует дефицит работников, то зачем создавать искусственные запреты на их деятельность? Не говоря уже о такси, которое является частным бизнесом. Как можно запретить брать на работу человека, который соответствует всем профессиональным критериям", — удивляется парламентарий.

В свою очередь как частные, так и государственные челябинские автобусные перевозчики говорят о том, что проблем с нехваткой опытных водителей у них нет, да и сам губернаторский запрет для них не в новинку.

Так в компании "Кумир Автолайн" Sputnik Таджикистан сообщили, что ограничения в сфере перевозок для иностранцев, работающих в РФ по патентам, вводятся в Челябинской области достаточно давно. И в компании уже успели приспособиться к этим требованиям, подготовив водителей из числа российских граждан.

Естественно, среди государственных перевозчиков наблюдается та же картина.

"В муниципальных предприятиях иностранных граждан сейчас в принципе нет. У нас нет проблем и с нехваткой кадров, да и за последние годы серьёзно ужесточились требования по стажу и профессиональным критериям, которым не всегда соответствуют даже граждане России", — прокомментировал губернаторское постановление официальный представитель МУП "Челябавтотранс", добавив, что и раньше водителями на маршрутах из числа иностранцев работали в основном граждане Беларуси.

В столице всё по-другому

Несколько иная ситуация наблюдается в российских мегаполисах, где подобный запрет на деятельность мигрантов не всегда оправдан и не работает должным образом.

В крупных городах, где очень высок процент населения с высшим образованием, претендующих на высокооплачиваемую работу, вообще существует некий кризис высококвалифицированных работников прикладных профессий.

Так, в "Третьем парке", крупнейшем автотранспортном предприятии Санкт-Петербурга говорят, что, даже несмотря на упрощённые условия трудоустройства и возможность получения различных денежных надбавок, к ним не стоит очередь желающих стать водителями автобуса из числа граждан РФ.

"Очень непросто трудоустраивать российских граждан. Здесь довольно тяжёлые условия труда, длинный рабочий день, сложный трафик и хамство на дорогах. И профессия водителя считается крайне непрестижной для жителей нашего города, где очень много людей с высшим образованием ищут солидную должность. И при этом я напомню, что ежегодно в Санкт-Петербурге выдаётся всего 400-500 водительских удостоверений дефицитной категории D", — пояснил официальный представитель компании Денис Данилов.

Он добавил, что для мигрантов, напротив, работа водителем автобуса представляется довольно привлекательной, так как зарплату они получают наравне с российскими гражданами, что вообще является большой редкостью на рынке труда.

Схожая ситуация наблюдается и в Москве, особенно среди таксомоторных компаний, где, несмотря на все ограничения и запреты, из-за нехватки работников шофёрами часто становятся люди весьма сомнительной профессиональной квалификации. 

Трудовые мигранты, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Главное уметь: таджикским мигрантам без спецобразования выдадут дипломы

"У нас очень много гастарбайтеров работают водителями такси. Многие из них не всегда достаточно хорошо знают русский язык и географию Москвы, и тем не менее при проверке сотрудниками МВД водителей официального столичного "Жёлтого такси", выяснилось, что среди них много мигрантов, имевших неоднократно проблемы с законом или даже находящихся в розыске. А бывали случаи, когда у человека и вовсе не было прав", — добавляет Вячеслав Лысаков. 

Но даже в этом случае он признаёт, что речь должна идти о надзоре и контроле, а не полном ограничении на работу по профессии.

Напомним, что с августа 2016 года власти Новосибирской области ввели запрет на трудоустройство иностранных граждан на ряд специальностей. Тогда это коснулась не только пассажирских перевозок, но и работы в детских лагерях во время каникул, в детсадах и школах.

А в апреле минувшего года член Законодательного собрания Петербурга Андрей Анохин предложил запретить мигрантам работать сразу по нескольким профессиям. По его словам, в период экономического кризиса нужно создавать рабочие места для россиян, а не для приезжих из других стран.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский