ДУШАНБЕ, 14 янв — Sputnik, Рубен Гарсия. В ходе выступления на Гайдаровском форуме вице-премьер России Ольга Голодец заявила, что низкоквалифицированный труд рабочих-мигрантов снижает темпы экономического развития страны.
Она подчеркнула, что российским предпринимателям необходимо "взять четкий и внятный курс на отказ от низкопроизводительного и низкооплачиваемого труда", что де-факто означает призыв к отказу от масштабного найма рабочих — выходцев из стран СНГ.
Sputnik Таджикистан опросил известных российских политиков, экономистов и предпринимателей, действительно ли ограничение на труд мигрантов способно дать толчок модернизации российской экономике? Или же массовое использование низкоквалифицированной рабочей силы — вынужденный шаг в условиях неблагоприятного бизнес-климата?
"Создавать высокопроизводительные рабочие места — это в первую очередь означает инвестировать в производство, вкладывать деньги. А запрет гастарбайтеров никак не поможет технологическому перевооружению. Ведь трудовые мигранты на рабочих местах — не самоцель. Это средство для того, чтобы бизнес в сложных условиях оставался рентабельным", — считает уполномоченный при президенте РФ по правам предпринимателей, глава Партии Роста Борис Титов.
По его мнению, в условиях кризиса экономическая власть, говоря о сложной задаче, пытается переложить глобальные проблемы на чужие плечи.
"Логика такая: запретить мигрантов — и бизнесу ничего не останется, кроме как создавать высокопроизводительные места. В реальной жизни от правительства требуются более серьезные и продуманные решения: изменение денежно-кредитной и тарифной политики и создание налоговой системы, стимулирующей инвестиции в производство", — пояснил Титов Sputnik Таджикистан.
С этим согласен председатель Комитета Госдумы по экономической политике Сергей Жигарев. По его мнению, в России на производстве и строительстве работают ровно столько человек, сколько того требует бизнес. А все остальные сферы деятельности, где массово применяется труд мигрантов, к росту производительности отношения не имеют.
"У нас есть общая проблема с обновлением производства и индустриальным развитием предприятий. Но это вопрос к собственникам и государству, мигранты тут ни при чём. В промышленности у нас задействованы такие станки, которые мигранты-чернорабочие просто не могут обслуживать. Простую же работу на стройке, вроде кладки кирпичей, сильно не модернизируешь. Да и сферу социальных услуг, вроде уборки улиц и погрузки товаров, инновационной не назовёшь", — полагает Жигарев.
Иного мнения придерживается его коллега, депутат ГД Михаил Емельянов.
"Приглашение мигрантов не способствует ни преодолению безработицы, ни переезду коренного населения, ни мобильности рабочей силы внутри страны", — заявляет парламентарий.
Однако даже поддерживая вице-премьера, он подчёркивает, что речь идёт именно о низкоквалифицированной рабочей силе. Напротив, опытные, образованные специалисты нужны в самых разных отраслях экономики.
Многие эксперты-экономисты, обсуждая проблему найма и возможной последующей натурализации мигрантов, предлагают обращаться к опыту США. В Штатах университеты, корпорации и высокотехнологичные предприятия с большим удовольствием приглашают квалифицированных специалистов или просто перспективных студентов, выделяя им гранты, обеспечивая жильём и беря на себя вопросы оформления необходимых документов.
Всё это делается с расчётом на то, чтобы мозги, труд и доходы зарубежных специалистов оставались в стране и работали на развитие американской экономики.
При всём этом американское правительство старается всячески препятствовать проникновению из-за рубежа мигрантов, которые не обладают никакими специфическими профессиональными навыками, кроме желания работать за крайне низкую плату.
Что касается российских реалий, то в условиях экономической нестабильности многие предприниматели едва ли спешат повысить КПД работы на собственном производстве, как бы этого не хотелось государству. Закупка дорогостоящего оборудования и обучение кадров могут серьёзно повысить производительность и в конечном итоге прибыль. Но уж больно это дело долгое и затратное.
"Проблема даже не в том, что кто-то скорее предпочтёт нанять 100 человек с лопатами, чем купить экскаватор. Сейчас кризис, и человек, даже будучи готов оптимизировать свой бизнес, не станет рисковать кредитом или деньгами инвесторов, чтобы закупать новое оборудование, окупаемость которого займёт неизвестно сколько времени. Да и зачем это делать, если схема с мигрантами себя уже зарекомендовала", — прокомментировал выступление Голодец директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.
Вообще, проблема дешёвой рабочей силы, разлагающей бизнес это вопрос именно нелегальной миграции. При тех расходах на оформление и пребывание, которые несёт и сам работник, и нанимающая его компания, стоимость его труда существенно повышается. Соответственно, за эти деньги наниматель заинтересован, чтобы его работник не имел проблем с законом и обладал неким минимумом полезных знаний.
На государственном уровне эти проблемы рассматриваются регулярно, но лишь не многие инициативы становятся законом.
Так, в 2013 году при участии Института уполномоченного по правам предпринимателей выдвигалась идея разового амнистирования нелегальных мигрантов. Условия амнистии были таковы: подписание трудового контракта между работодателем и иностранным сотрудником, а также внесение депозита.
В случае нарушений российского законодательства деньги шли бы на депортацию. Но несмотря на поддержку со стороны Федеральной миграционной службы, идея так и не была реализована.