ДУШАНБЕ, 24 июл — Sputnik, Вадим Попов. В Таджикистане определили дефицит внешнеторгового баланса: за первую половину 2018 года он составил более миллиарда долларов.
Ранее председатель Маджлиси намояндагон Шукурджон Зухуров заявил, что планируется увеличить внешнеторговый оборот Таджикистана и Китая до 3 миллиардов долларов к 2020 году.
Это решение было озвучено после переговоров с зампредом постоянно действующего комитета Всекитайского собрания народных депутатов КНР Алекеном Еминбахэ.
В прошлом году торговый оборот между Таджикистаном и Китаем составил около 600 миллионов долларов. Sputnik Таджикистан проанализировал, за счет чего его можно увеличить в 5 раз.
Торговля порождает зависимость от Китая
Для маленького Таджикистана увеличение торгового оборота на озвученную величину в 3 миллиарда долларов будет играть гораздо большую роль, чем для такого гиганта, как КНР.
Как отметил председатель парламента Таджикистана Шукурджон Зухуров, по оценкам ряда экспертов, китайская экономика к 2020-му превзойдет американскую и станет первой в мире. Таджикистан вносит свой более чем скромный вклад в могущество Китая.
В 2017-м внешнеторговый оборот Китая превысил 4 триллиона долларов США. У Таджикистана за этот же период сумма экспорта и импорта составила более 3,2 миллиарда долларов, одна пятая из них приходится на торговлю с Китаем.
Импорт Таджикистана почти в три раза превышает экспорт, наблюдается отрицательное сальдо торгового баланса.
Для чего Таджикистану увеличивать торговый оборот с Китаем
В торговле Таджикистана с Китаем импорт превышает экспорт почти в 16 раз, и составляет около 560 миллионов долларов.
Может показаться, что дефицит торгового баланса Таджикистана свидетельствует о непропорционально большом импорте. Но статистика показывает, что по объему закупок из-за рубежа Таджикистан находится в конце списка мирового рейтинга наряду с Мадагаскаром, Руандой и Фиджи.
Чтобы импорт на душу населения Таджикистана достиг объема уровня Германии, он должен насчитывать 141,4 миллиарда долларов, это в 47,3 раза больше фактического уровня. Размер импорта на душу населения в Центральной Азии в 3 раза больше, чем в Таджикистане. В сравнении с Китаем разница будет в 4 раза не в пользу Таджикистана.
Таким образом, республике есть куда наращивать импорт, а значит, нет смысла его сокращать. Для оплаты импорта нужна валюта, а получить ее можно за счет экспорта.
Чтобы уменьшить отрицательное сальдо торгового баланса, желательно нарастить экспорт. Другими словами, не мешает увеличить и то и другое.
В АБР рассказали, за счет чего в Таджикистане возможен рост промышленности
Таджикистан экспортирует за рубеж в основном сырье. Около половины от общего объема проданных на внешнем рынке товаров приходится на минеральные продукты.
Год назад спикер нижней палаты парламента Таджикистана заявлял о намерениях нарастить экспорт в Китай за счет сельскохозяйственной продукции: лимонов, хурмы и винограда, а также других свежих и сушеных овощей и фруктов.
Не задействован в полной мере экспортный потенциал Таджикистана в производстве электроэнергии, добычи угля, животноводства, удобрений. Продукция именно этих отраслей может быть востребована в Китае.
Конечно, существующий уровень товарооборота Таджикистана и Китая — это не предел. Объем торговли между ними может вырасти.
Реально ли довести торговый оборот с Китаем до 3 миллиардов долларов.
Последнее время внешний торговый оборот Таджикистана сокращался. Падение началось в 2014-м с отметки в 5,274 миллиарда долларов и достигло 3,262 миллиарда в 2017-м. Данная тенденция связана в основном с сокращением импорта.
Республика заметно снизила ввоз драгоценных и полудрагоценных камней и металлов, необработанных шкур и кожи, древесины и изделий из нее, готовых пищевых продуктов животного и растительного происхождения, минеральных продуктов, транспортных средств.
За первый квартал 2018 года импорт и экспорт Таджикистана выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Главным торговым партнером остается Россия. Таджикистан купил товаров из РФ почти на 300 миллионов долларов, а продал на 15. На втором месте Китай — около 189 миллионов долларов составил импорт и 13,5 миллиона экспорт.
Внешнеторговый оборот Таджикистана увеличился на 33%
Покупает Таджикистан в основном топливо, продукты химической промышленности, редкоземельные металлы, черные металлы и изделия из них, пластмассы, древесину, машины и оборудование, транспорт, злаковые культуры, пищевые жиры, текстиль.
А продает руды, камень, известь, цемент, алюминий и изделия из него, недрагоценные металлы и металлокерамику, хлопок, одежду.
Значительная часть товарооборота с Китаем не учитывается официальной статистикой. Речь идет о контрабанде и о различного рода серых схемах. По некоторым оценкам, теневой оборот достигает 2 миллиардов долларов. Если более эффективно бороться с коррупцией, улучшить пограничный контроль, изменить условия легализации торговли, то часть внешнего оборота можно вывести из тени.
Но такие действия имеют и побочные следствия. Усиление контроля на границах и борьба с контрабандой могут привести к еще большей теневизации торговли с Китаем.
Более важной проблемой является то, что Таджикистан почти не производит продукцию с высокой добавленной стоимостью, экспорт которой мог бы существенно повлиять на сальдо торгового баланса.
А импортировать необходимо товары высокой стоимости, изготовленные с использованием наукоемких технологий.
Что получает Китай от торгового партнерства с Таджикистаном?
Политолог, историк и ведущий эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов считает, что наукоемкая продукция и товары с большой добавленной стоимостью не появятся в ближайшее время в Таджикистане, а торговля природными ресурсами не позволит сильно нарастить экспорт в стоимостном выражении.
"Товарооборот может расти за счет импорта из Китая в Таджикистан. В этом заинтересована КНР", — подчеркнул Аждар Куртов Sputnik Таджикистан.
По его мнению, Китаю нужно развивать центральные и западные провинции, которые в экономическом смысле менее успешны, чем восточная часть.
Государства Центральной Азии, включая Таджикистан, должны стать рынками сбыта для западных областей Китая.
Другое дело, что в Таджикистане нет надлежащего платежеспособного спроса.
По мнению Аждара Куртова, потребительский рынок Таджикистана очень маленький. Незначительная численность населения и низкая покупательная способность формируют предел спроса.
Государственные закупки часто сопровождаются кредитами, которые делают страну зависимой. Инвестиционная активность Китая привязывает Таджикистан. В будущем, если республика получит более выгодные предложения поставок, на них нельзя будет ответить, поскольку Таджикистан уже будет связан контрактами с КНР.
Плюсы и минусы перспективы роста торгового оборота
Как показывает предварительный анализ, увеличить торговый оборот с Китаем можно, но данная задача несет в себе риски.
К ним можно отнести увеличение зависимости Таджикистана от более сильного соседа, наращивание импорта товаров, конкурирующих с внутренними производителями, вывоз сырья по невыгодным контрактам, теневизация.
Положительные стороны — рост прибыли для части предпринимательского сообщества Таджикистана, улучшение транспортного сообщения, укрепление добрососедских отношений с Китаем, развитие торгового и промышленного потенциала страны.
Время покажет, достигнет ли Таджикистан намеченного.
Чтобы не нанести урон своей экономике, необходима продуманная торговая политика. Будем надеяться, что она выработана руководством страны.