ДУШАНБЕ, 22 фев — Sputnik. В Вашингтоне стартовал итоговый раунд американо-китайских переговоров.
Провести еще одну встречу до 1 марта, когда истекает срок, отведенный Дональдом Трампом на заключение нового торгового соглашения, стороны просто не успеют. Чем закончились трехмесячные дискуссии и почему победа осталась за Пекином — в материале РИА Новости.
Дональд сдал назад
Торгового договора между Китаем и США в обозримой перспективе не будет. Вместо этого Пекин и Вашингтон планируют подписать шесть меморандумов о взаимопонимании по отдельным вопросам: сельскому хозяйству, нетарифным барьерам, услугам, передаче технологий, валютному регулированию и интеллектуальной собственности.
"Меморандумы повышают шансы на то, что Китай возьмет на себя конкретные обязательства, не ограничиваясь признанием общих проблем", — цитирует Reuters одного из чиновников Белого дома. Это все, чего удалось добиться Вашингтону за три месяца напряженных переговоров.
Дональд Трамп и другие американские официальные лица не раз говорили о готовности Китая пойти на серьезные уступки. Однако в последние дни тон высказываний заметно изменился.
Во вторник президент США неожиданно сообщил, что повышение пошлин на китайские товары откладывается на неопределенное время. "Я не могу точно назвать сроки введения новых пошлин, 1 марта — это не волшебная дата", — заявил Трамп. Хотя раньше угрожал непременно ввести их с 1 марта, если Китай не согласится на американские условия — от сокращения профицита в торговле с США до сворачивания программы развития высоких технологий "Сделано в Китае — 2025".
С некоторых пор в Вашингтоне эта программа вообще не упоминается — американцы вдруг сосредоточились на требовании к Пекину отказаться от политики ослабления юаня, хотя раньше эта тема в двухсторонних дискуссиях не возникала.
Эксперты сделали закономерный вывод о том, что Китай не поддался на шантаж и не пошел на уступки по важным для себя вопросам. Так что Трампу придется довольствоваться скромными тактическими успехами.
Пустые обещания
Основой меморандума по сельскому хозяйству, вероятно, послужит обещание Пекина увеличить закупки агропродукции, в частности соевых бобов. До торговой войны Китай был главным потребителем американской сои, однако в прошлом году поставки рухнули с 23 миллионов тонн до пяти миллионов.
Фермеры сильно пострадали: их средний годовой доход упал до пятнадцатилетнего минимума, а уровень банкротств в американском сельском хозяйстве достиг рекордного значения со времен Великой депрессии.
В начале февраля аграрии даже организовали перед Белым домом манифестацию с требованием прекратить торговую войну, которая приносит им убытки. Поскольку на фермеров приходилась значительная доля электората Трампа на президентских выборах, их проблемы могут заметно снизить его шансы на переизбрание в 2020 году.
Глава Белого дома оказался перед сложным выбором: бороться за технологическое лидерство США в долгосрочной перспективе, настаивая на сворачивании Пекином программ типа "Сделано в Китае — 2025", либо позаботиться о собственных краткосрочных политических интересах, добившись от КНР увеличения импорта американской агропродукции.
И Трамп предпочел второе. Тем более что Китай и сам не против закупок сои и другого продовольствия, поскольку заместить поставки из США в полной мере пока не удалось.
Как сообщает агентство Bloomberg, сейчас торговые представители двух стран работают над списком из десяти товаров, которые Китай будет покупать у США для сокращения сальдо торгового баланса. Помимо сельскохозяйственной продукции, это энергоносители, полупроводники и другая продукция, необходимая китайской экономике. Список ляжет в основу меморандума о торговле.
С соглашением по валютному регулированию ситуация несколько сложнее. С одной стороны, Пекин пообещал не использовать юань в качестве инструмента для решения торговых споров. С другой — курс валюты определяется рыночными факторами, и Народный банк Китая просто не может гарантировать, что китайская валюта не будет дешеветь.
В частности, если США все-таки введут новые пошлины на китайские товары, инвесторы начнут распродавать китайские активы, и курс юаня неизбежно двинется вниз. Так что фактическим виновником нарушения обязательств Пекина окажется сам Трамп.
Huawei вам
Еще туманнее перспективы меморандума о нетарифных ограничениях. Американские компании жалуются, что после начала торговой войны все чаще сталкиваются с задержками в таможенном оформлении на китайской границе и увеличением числа проверок своих предприятий в КНР. В то же время китайские производители получают от правительства крупные субсидии, позволяющие им успешно конкурировать с иностранцами.
Однако у Китая на это есть веский контраргумент — дело Huawei, которое в Пекине воспринимают исключительно как проявление недобросовестной конкуренции со стороны США.
"Критики Huawei злоупотребляют государственной властью для подавления законных прав и интересов китайских предприятий и используют политические средства для вмешательства в экономику — это лицемерная, аморальная и несправедливая практика", — подчеркнула на прошлой неделе представитель МИД Китая Хуа Чунинг
И добавила, что США "продолжают выдумывать преступления и выдвигать различные теории заговоров, вместо того, чтобы соблюдать рыночный принцип свободной и честной конкуренции". Примечательно, что это заявление было сделано в тот день, когда в Пекине проходил очередной раунд американо-китайских торговых консультаций.
На фоне дела Huawei даже оптимисты не ожидают, что в меморандумах, касающихся высоких технологий, будет что-либо, кроме общих фраз и деклараций. Да и в любом случае меморандумы о взаимопонимании — это не обязывающие документы. Так что по обе стороны океана им станут следовать настолько, насколько сами посчитают нужным.
Теоретически в арсенале Трампа есть еще угроза введения импортных пошлин на все китайские товары. Однако эксперты считают такой сценарий маловероятным.
"Си Цзиньпин, видимо, согласится на постепенное сокращение огромного торгового профицита Китая с США, но нет шансов, что Пекин пойдет на навязываемые Вашингтоном структурные реформы и американские механизмы контроля, подразумевающие введение новых пошлин в любой момент по усмотрению Белого дома, — отмечает бывший главный экономист Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Майкл Иванович. — Пекин справедливо полагает, что Трамп, готовясь к переизбранию, согласится на смягчение условий сделки, в том числе и потому, что это понравится финансистам с Уолл-стрит".
По мнению экспертов, теперь американо-китайские торговые переговоры станут бесконечными: Вашингтон объявляет очередную дату введения пошлин, стороны садятся за стол переговоров, сообщают о большом прогрессе. И так раз за разом.
Китаю это, безусловно, выгодно: Пекин сможет без особых проблем реализовывать все программы развития, включая "Сделано в Китае — 2025". Трампу же в конце концов останется только признать поражение в торговой войне.