ДУШАНБЕ, 8 фев — Sputnik. Замглавы Минюста Абдумманон Холикзода, отчитываясь о работе ведомства за год, сообщил, что на рассмотрение правительства республики вынесен законопроект о сокращении срока службы в армии до 1,5 года вместо нынешних двух.
"Мы сокращаем срок, чтобы привлечь молодежь к службе и искоренить "облавы", - пояснил Холикзода.
Заявление важное, хоть и не слишком оригинальное – в 2016-м в рамках военной реформы Минобороны Таджикистана уже предлагало сократить для призывников срок службы на 6 месяцев.
Объяснение было все то же: необходимо было как-то решать проблему катастрофического недобора в армию. Сами военные за закрытыми дверями соглашались – большинство молодых людей боятся дедовщины и не хотят отдавать два года своей жизни армии, особенно на фоне перспективы стать жертвами унижений и физического насилия.
Увы, тогда предложение не получило активной поддержки в правительстве.
За четыре года для призывников ситуация почти не изменилась – угроза дедовщины по-прежнему остается главным (и весьма обоснованным) страхом большинства совершеннолетних парней.
Резонансные дела погибшего Зухурджона Юлдошева и Шахбола Мирзоева, до сих пор прикованного к больничной койке, отлично помнят и дети и родители. А потому призывники ищут любые способы уклониться от армии: от экстренного поступления в ненужный вуз только ради отсрочки - до иммиграции за рубеж.
Из армии прямиком на больничную койку - печальные истории службы
В свою очередь военкоматы не стесняются в средствах лишь бы отчитаться за выполненный призыв. В ход идут и внезапные облавы, и задержание студентов, имеющих отсрочку, как уклонистов.
Дошло до того, что уже и само руководство Минобороны не может закрывать глаза на эти вопиющие злоупотребления. Так, недавно, 3 февраля, глава республиканской призывной комиссии Азим Иброхим за грубые нарушения правил призыва уволил шесть военных комиссаров и объявил выговор 34 сотрудникам военкоматов.
Он заявил, что комиссариаты сами затягивают до последнего выполнение плана призыва и потребовал положить конец позорной практике облав.
В гневном обращении Азима Иброхима определенно есть своя логика – ведь Душанбе и ГБАО, несмотря на все проволочки, все-таки успели не только выполнить, но и перевыполнить план по призыву.
Но как военкомов не ругай, корень проблемы не в медлительности армейских чинов, а в нежелании молодежи служить 2 года. Определенные позитивные сдвиги произошли с тех пор, как срок службы был уменьшен до года для выпускников вузов.
Выгода была очевидна всем: армия получала более квалифицированных и зрелых бойцов, а парням не приходится тратить большие деньги на взятку или спешно искать самые дикие способы обойти закон.
В Таджикистане задержан сотрудник военкомата за вымогательство
Однако призывники с дипломом лишь отчасти решали проблему призыва. И сейчас власти готовы предложить и другие, куда более смелые решения.
"Были предложения привлечь лиц, которые не служили, к альтернативной службе. То есть они платят сумму в определенном размере вместо этого", - заявил замминистра юстиции.
Вообще-то, в большинстве стран альтернативная служба предполагает вовсе не откуп от армии, а повинность на гражданских общественно-полезных должностях: в качестве почтальона, фельдшера, соцработника или помощника в агросекторе.
Однако предложение Минюста звучит весьма обоснованно и рационально, а главное – не противоречит военной доктрине Таджикистана.
Едва ли республика, строго придерживающаяся принципа нейтралитета, как и все страны Центральной Азии, решится участвовать в большой войне. Зато Таджикистану приходится постоянно быть на чеку, отражая внезапные атаки террористических группировок, нападающих со стороны Афганистана.
В таких точечных конфликтах решает не количество, а качество бойцов, и группа профессиональных военных справится с задачей успешней целой роты неопытных солдат, учитывая, что по отзывам самих срочников, боевой подготовкой сейчас в армии не балуют.
И хотя в Минюсте подчеркивают, что о создании контрактной армии в Таджикистане пока речь не идет, легальные деньги отказников как раз можно направить на материальное обеспечение и боевую подготовку тех, кто осознанно решил служить родине год или полтора.
Чтобы и муха не пролетела: где вешать замок на афгано-таджикской границе
За успешными примерами далеко ходить не надо - в соседнем Кыргызстане практику легального откупа от армии ввели еще с 2008 года. К слову, если верить Минобороны КР, с середины 2010-х в стране стабильно растет число желающих пойти в армию на год именно среди выпускников вузов.
Что касается дедовщины, то здесь Таджикистану, вероятно, следует учитывать опыт России, где ровно такие же проблемы с середины 2000-х начали решать тем же способом, сперва перейдя на полуторогодичный срок призыва, а затем и вовсе сократив "срочку" до года.
И с тех пор, несмотря на отдельные редкие эпизоды в огромной структуре ВС РФ, проблема внеуставных отношений в войсках ушла сама собой. Как говорят отслужившие, за 12 месяцев, когда состав воинского подразделения успевает "омолодиться" дважды, печально известная категория старослужащих "дедов" просто не успевает сформироваться.