ДУШАНБЕ, 10 окт — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. Жительница Костромы Ольга Криницына уехала в Таджикистан три года назад в рамках российского образовательного проекта.
Криницына вместе с мужем обосновались в республике в 2016-м. С тех пор супруги преподают в "Президентской школе для одаренных учащихся города Гиссара".
Ольга работает учителем русского языка, ее муж Игорь преподает химию и биологию. За это время они не разу не пожалели ос воем решении.
Путь в благородную профессию
Ольга выросла в семье педагогов: бабушка была учителем начальных классов, мама – преподавателем в университете, папа – художником, который также читал лекции в вузе.
Иной уровень: как развивается российское образование в Таджикистане
"Профессия учителя оказалась как приговор. Честно, я пыталась пойти в другую сторону: вскоре после окончания вуза устроилась в Костромской государственный художественный музей. Работала старшим научным сотрудником, в том числе участвовала в создании экспозиций выставок. Через два года я устроилась в пресс-службу администрации Костромы. Но судьба повернула все на правильные, как я теперь поняла, рельсы", – рассказала Ольга.
Ее муж получил должность заместителя директора Шарьинского филиала Костромского государственного университета.
Семье пришлось переехать на несколько лет в город Шарью, и там Ольга стала работать в политехническом техникуме – преподавать русский язык, литературу и культуру речи. Так в 24 года началась ее карьера в сфере образования.
Девушке нравилось работать со студентами-первокурсниками, которые уже сделали шаг в профессию. Особенно с будущими архитекторами.
"Всегда найдешь с ними общие темы: мировая художественная культура, архитектура, литература. С ними можно было реализовывать творческие проекты. Затем я победила в конкурсе "Учитель года" среди преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений Костромской области, это укрепило веру в себя", – вспоминает Криницына.
Давать знания детям, чтобы познать себя
Криницына случайно узнала о программе работы учителей в таджикских школах 3,5 года назад. Просто услышала о наборе во время рабочего совещания.
Гумерова: образовательный проект в Таджикистане требует доработки
Дома женщина поделилась новостью с мужем, который тоже, кстати, преподаватель университета. В прошлом он был деканом биологического факультета.
"Муж первый загорелся идеей поехать в Таджикистан. Ему, как биологу, было особенно интересно изучить местный колорит. Он отправил резюме на участие в программе, а я уже "вдогонку". Вскоре мы прошли собеседование и попали на проект. Мы ничего не загадывали. Взяли с собой деньги, чтобы иметь возможность вернуться домой в любой момент", – поделилась российский учитель.
Криницыных распределили в "Президентскую школу для одаренных учащихся города Гиссара".
Ольга работает учителем русского языка, ее муж Игорь преподает химию и биологию. Их коллеги по программе работают и в Душанбе, и в близлежащих районах, и в северной Согдийской, южной Хатлонской областях, а также в самой отдаленной автономной Горно-Бадахшанской области.
Уже третий год педагоги преподают в таджикских школах: живут в республике весь учебный год и лишь на летние каникулы возвращаются на родину.
По словам Ольги, для нее важно показать таджикским детям образ интеллигентного, духовно красивого русского человека. Не такого, с которым таджики, приехав на заработки, часто знакомятся в России, который их эксплуатирует и может обмануть.
Гумерова рассказала, почему учителя из России захотели остаться в Таджикистане
"Хочу показывать подрастающему поколению русскую культуру и язык. Также познать себя и народ Таджикистана, прочувствовать местный колорит, пожить в новых условиях. Этим меня и привлекла работа в проекте", – отметила преподаватель.
Мало языковой среды – надо прививать детям интерес
В президентской школе супруги Криницыны ведут уроки в русских классах. Для педагога ученики – в первую очередь дети.
"Их не обманешь, как ни старайся. Если видят у учителя искреннюю заинтересованность в результате, доброе отношение, то и относятся соответственно. Стараются, хотя многим нелегко приходится: у некоторых даже родители по-русски не разговаривают. Языковой среды, кроме школы, у многих нет, а без нее сложно освоить язык и предметы на русском", – признается Ольга.
Гумерова: опыт направления педагогов из Таджикистана в РФ очень востребован
Ученики относятся к ней по-разному. По ее словам, для кого-то на первом месте оценки, но многим интересно получить иной способ общения, знания о России и мире.
Пятиклашки и шестиклашки особенно любят игровые задания, стихи, загадки, логические задачи, отмечает женщина.
"Обязательно используем на уроках видеосюжеты, видео-уроки и тесты, презентации, привычные российским школьникам. Детям нравится самостоятельно приходить к выводам по теме урока, а нам интересно проводить с учениками исследования", – говорит педагог.
Выпускники, уехавшие в Россию учиться, благодарят педагогов за знания, за возможность легко общаться и понимать преподавателей университетов, которые ведут занятия на русском языке.
Местные учителя приняли Криницыных и других российских коллег в свой коллектив. Они ходят на уроки, приглашают к себе, консультируются. Особенно в первый год помогали освоиться в бытовом плане: составляли для гостей список цен на рынке.
"Мы с мужем не знаем, долго ли еще будем работать в Таджикистане. Пока задача – закончить очередной учебный год. Три года – уже немалый отрезок жизни. Нам тяжело вдали от своей родины: скучаем по близким, своей природе, русскому языку с его многогранностью и глубиной. Ждут коллеги по работе в России, спрашивают, когда вернемся", – рассказывает Ольга.
По мнению российского учителя, вопрос заинтересованности маленьких жителей Центральной Азии в русском языке связан, в том числе, с политикой.
Продлевала контракт дважды: учительница из РФ под впечатлением от Таджикистана
"Президент страны, уважаемый Эмомали Рахмон, настоятельно проводит мысль о необходимости учить русский язык, и он обязателен во всех школах. Многое зависит от педагога, который вызовет интерес к языку или, наоборот, нелюбовь к нему. Когда будет интерес к России не только в смысле заработка, но и к русской культуре, тогда и русский язык будет интересен. А вообще, на своих уроках, особенно в старших классах, я говорю о патриотизме и о том, что очень важно быть со своей страной, своими людьми, как бы тяжело ни было. Многие произведения русской литературы говорят об этом. Только человек, который любит свою родину и культуру, будет проявлять интерес и любовь к другим культурам и народам", – заключает учитель.