В магазинах стояли длинные очереди. Закупленное на базарах вывозили на такси, загружая их до отказа. Цены на продовольствие резко выросли.
По словам таксистов, отвозивших горы продуктов по домам, паникующие руководствовались слухами, что из-за эпидемии коронавируса, которая уже чуть ли не в Хатлоне, все базары закроют, и тогда наступит всеобщий голод.
Мучная мафия, или Кому выгодна паника на рынках Душанбе из-за коронавируса
Паника, спровоцированная сообщением о том, что в Душанбе закрывают из-за угрозы коронавируса мечети, раздутая паническими постами в социальных сетях, продолжалась недолго. Уже 5 марта ситуация более или менее пришла в норму.
Об этой панике уже много написали, в основном о резком и ощутимом подорожании продуктов. На мой взгляд, цены вовсе не были главным фактором в этой истории. Рост цен выражал лишь стремление торговцев воспользоваться ажиотажным спросом, и тут их можно понять. Но есть еще немаловажные аспекты, о которых стоит помнить всем.
Паническая скупка ведет к голоду
Когда люди в подобной критической ситуации бросаются скупать продукты, они считают, что таким образом спасутся от голода. Об этом они даже открыто говорили.
Такой способ, может быть, и работает, но не в Таджикистане, где наблюдается определенный дефицит хлебопродуктов в сочетании с высокой зависимостью от импорта зерна и муки. Маневровый запас муки и хлеба в республике почти всегда небольшой, только для обеспечения текущего потребления и сглаживания разницы между сроками поставок крупных оптовых партий муки и розничной продажей.
Паника прошла, цены вернулись: что происходит на рынках Таджикистана
Массовая, паническая скупка по любой цене в первую очередь опустошает эти маневровые запасы. Розничная торговля в дни паники вполне в состоянии распродать складские запасы на несколько недель вперед. Для торговцев это выгодно: их прибыль растет не только в силу поднятия цен, но и в силу резкого ускорения оборота товара.
Потом, уже после окончания паники, возникает ситуация, когда маневровых запасов нет, и подать продукты на прилавки не из чего. Приходится ждать, пока поступят крупные оптовые партии, пока они будут распределены и развезены по торговым точкам. В это время и возникает острый дефицит продовольствия.
Ситуация 3-5 марта была не слишком опасна. Во-первых, паника была только в Душанбе и не затронула другие города и области. Во-вторых, имелась возможность раздобыть в соседних странах дополнительные партии продовольствия и быстро восполнить распроданные запасы. Потому ничего серьезного не произошло.
Теперь представим, что было бы в условиях настоящей эпидемии, когда Таджикистану пришлось бы закрыть границы на карантин, что привело бы к затруднению доставки импортных продовольственных грузов. Возникает паника, паникующие раскупают продукты, опустошая склады и рынки. Тем, кому не досталось, вынуждены голодать.
Можно и не заболеть, но отравиться
Но скупка, например, муки целыми мешками вовсе не гарантирует от голода и возможных проблем.
Любые запасы кончаются. Мешка муки в 50 кг хватает средней таджикской семье примерно на месяц. При урезании рациона можно протянуть подольше. Для короткого карантина, в неделю или две, создавать запасы муки нерационально, а для длинного карантина, в несколько месяцев, это бессмысленно.
Минздрав Таджикистана назвал число иностранцев на карантине по коронавирусу
Бессмысленно, потому что хранение 3-4 мешков муки и другого продовольствия уже представляет собой трудности, особенно в тесных квартирах. К тому же в домашних условиях, как правило, нет возможности хранить много продуктов правильно, соблюдая нужную температуру и влажность. При неправильном хранении, при температуре 25 градусов и выше, мука прогоркает за 3-4 месяца.
Если муку сделали из побитого морозом или проросшего зерна, то она прогоркает гораздо быстрее. У муки появляется горький вкус и запах испорченного жира. Такая мука теряет свои пищевые качества и может стать причиной сильного отравления.
Любой продовольственный продукт, который неправильно хранится, может заразиться грибками и микроорганизмами и тем самым стать негодным в пищу. Потому скупка продуктов в запас при панике резко усиливает шансы потом отравиться собственными же запасами, если карантинные меры затянутся.
Толпа на рынке — лучшее место для коронавируса
Наконец, почему те, кто ринулись в торговые точки под влиянием слухов, что коронавирус будто бы уже охватил Хатлон и косит там население, не подумали о главном? О том, что толчея на рынке, очереди в магазинах и прочие возникающие в дни паники скопления людей, – это лучшее место для распространения инфекций.
МВД Таджикистана ведет поиск распространителей слухов про коронавирус
Хорошо, что в Таджикистане заболевших коронавирусом в дни паники не было. Потому что достаточно было одного инфицированного, пришедшего на базар и несколько часов потолкавшегося в толпе покупателей, чтобы возникла крупная вспышка заболевания в столице. Таким образом, броситься вместе с толпой скупать продукты означает резко увеличить вероятность собственного заражения.
Какая бы заразная болезнь не грозила, нужно всегда сохранять трезвое мышление, не поддаваться панике и не совершать опасных действий. Иначе проблемы возникнут и у вас, и у окружающих.