01:49 15 Октября 2019
Прямой эфир
  • USD9.69
  • EUR10.69
  • RUB0.15
Сильные и прекрасные

Таджикская Жизель: воспоминания о великой балерине Малике Сабировой

© Sputnik / Устинов
Культура
Получить короткую ссылку
3435120

О самой знаменитой балерине Таджикистана Малике Сабировой, ее достижениях, званиях и наградах сказано и написано немало. Но не все знают об обычной жизни "таджикской Жизели".

Здание Таджикского государственного академического театра оперы и балета имени Садриддина Айни с момента его возведения в 1942 году является одной из самых узнаваемых "визитных карточек" Душанбе.

Кстати, этот дворец искусства стал единственным театром, достроенным в Советском Союзе во время войны. Так лично распорядился Иосиф Сталин.

Однако труппа театра начала свою творческую деятельность за два года до окончания строительства. Толчком к этому послужил культурный десант в Душанбе из Ленинграда. В его составе были композиторы Сергей Баласанян и Александр Ленский.

Именно Ленский написал музыку для первого таджикского балета "Ду гуль" ("Два цветка"). Постановку осуществил знаменитый советский балетмейстер Касьян Голейзовский, а премьера состоялась в рамках Декады таджикского искусства в Москве в апреле 1941-го.

Всего через год в семье мастера по починке национальных музыкальных инструментов и работницы регистратуры поликлиники на свет появилась будущая звезда мирового балета Малика Сабирова. С малых лет девочка тянулась к искусству, будто чувствовала свою предрасположенность к нему.

Когда Малике исполнилось 10 лет, она самостоятельно прошла конкурс на поступление в балетное училище. Педагоги сразу заметили артистизм маленькой девочки и рекомендовали ее в Ленинградское хореографическое училище.

В Таджикистане специалистов сферы культуры отправят на обучение за рубеж

Мама юного дарования, Мадина Георгиевна, ни в какую не соглашалась отпустить дочку на учебу за тридевять земель, ссылаясь на возраст. Многочисленные уговоры не возымели эффекта. Сама Малика очень переживала, замкнулась в себе, из-за чего начались проблемы со здоровьем.

В конце концов любовь к дочери пересилила страхи Мадины, и осенью 1952-го Малика улетела в Ленинград.

Там девочка прошла суровую школу корифеев советского балета, огранивших ее талант и дав путевку в большое искусство. В Душанбе вернулась не маленькая перепуганная девочка, а уверенная будущая звезда Малика Сабирова.

Но перед звездным восхождением нужно было пройти "обкатку" на местной сцене. Хотя и там Малика сильно выделялась на общем фоне.

Именно в Таджикском театре оперы и балета во время приемки детского спектакля "Доктор Айболит" молодую балерину заметила тогдашняя замглавы Минкультуры Таджикской ССР Тамара Рустамова. Эта встреча стала судьбоносной для них обеих.

Тамара Нарзуллаевна сразу оценила перспективы талантливой девушки и попросила передать ей приглашение в ведомство. Узнав, что семья балерины не из коренных жителей республики (отец Сабировой узбек, а мать осетинка), она решила любыми путями "привязать" Малику к Душанбе, чтобы ее не переманили на историческую родину кого-нибудь из родителей.

Жилищные условия семьи Сабировых были, мягко говоря, некомфортными.

"Дом, построенный еще в 30-х годах, влачил жалкое существование. Полы скрипели и проваливались, несло сыростью, окна и двери покорежены, тускло, неуютно, да еще общий коридор с соседкой. Словом, условия донельзя несносные, и я пообещала при малейшей возможности помочь с квартирой", - вспоминала позже Рустамова.

Но выполнить это обещание было весьма непросто.

Квартирный вопрос стоял в те годы очень остро, люди ждали своей очереди на жилье по 10-15 лет. Использовав, как сейчас принято говорить "административный ресурс", замминистра культуры сумела "выбить" для семьи Сабировых трехкомнатную квартиру на "Красной площади" (ныне - сквер у Театра оперы и балета).

Однако "бдительная общественность", прознав об этом, направила письменную жалобу в ЦК Компартии Таджикской ССР, Рустамову вызвали на ковер.

В Душанбе итальянские певцы представили оперу "Севильский цирюльник"

Все ее аргументы, что речь идет о помощи будущей звезде балета, не были приняты во внимание. Старшие товарищи указали на недопустимость подобных действий, а трехкомнатную квартиру заменили на двухкомнатную.

Самое интересное, что спустя пару лет, когда Сабирова завоевала первое место на Международном конкурсе артистов балета в Варне, те же самые товарищи единодушно проголосовали за награждение "вчерашней выпускницы" званием "Народной артистки Таджикской ССР".

Именно с этого конкурса началось победное шествие таджикской примы по прославленным сценам мира. Ее таланту аплодировали в Европе и Азии, Африке и Австралии. В числе почитателей Малики были главы государств, знаменитые деятели культуры, дипломаты.

Но самой искренней была любовь обычных зрителей. Появилось даже выражение: "приехать на Малику Сабирову".

Рустамова вспоминала курьезный случай, когда на имя балерины пришло письмо от ее поклонницы полячки. В нем она с возмущением писала, что приезжала в Душанбе специально на ее спектакль, а та в это время уехала на гастроли… в Польшу.

Долгие годы бессменным партнером Малики Сабировой в балете и в жизни был ее муж Музаффар Бурханов.

История их брака могла бы послужить сюжетом для комедийного фильма. Балерина считала, что она "замужем" за искусством и связывать себя узами Гименея не торопилась, несмотря на активное давление матери и близких друзей.

Наконец, объединенные усилия дали результат, и Малика согласилась, выставив два условия: свадьба не должна быть пышной и состоится только 13-го числа. Она считала его счастливым для себя.

Но, каким-то образом сведения о предстоящем торжестве просочились в народ, и в назначенный день у Центрального ЗАГСа столицы собралась многочисленная толпа поклонников.

Невеста было обрадовалась причине отменить бракосочетание, перенеся его на неопределенное время, но Рустамова пошла на хитрость. Она уговорила Малику поехать в районный ЗАГС возле Сельхозинститута, якобы просто для подачи заявления.

Пока молодые заполняли анкеты, Тамара Нарзуллаевна уговорила сотрудников учреждения зарегистрировать пару прямо сейчас, не спрашивая их согласия.

По жизни, как по нотам: Азалия Галиахметова о музыке, карьере и Таджикистане

В итоге молодожены, спустя пару часов, получили свидетельство о браке, где Музаффар и Малика были указаны как муж и жена. Реакцию новоиспеченной супруги описала Тамара Рустамова:

- Тамара Нарзуллаевна, вы меня обманули? – повернулась ко мне Малика.

- Да, но ты в любое время можешь разойтись, - пошутила я.

Малика была человеком с юмором и, подхватив тему, ответила шуткой. Повернувшись к заведующей ЗАГСом она, прищурив глаз, спросила:

- Сколько стоит развод?

Та тоже включилась в игру и назвала баснословную по тем временам сумму:

- Пятьсот рублей.

Несмотря на всенародную любовь, прима мирового балета так не монетизировала свою славу. У Малики Сабировой не было шикарной квартиры, дачи, каких-то привилегий. Когда балерине нужно было куда-нибудь поехать, она обращалась к своему брату, у которого был мотоцикл.

Вся жизнь Малики была посвящена балету. Во имя него она дышала, творила и танцевала.

Такая самоотверженность стоила ей здоровья. На 40-м году жизни балерине поставили страшный диагноз: рак легких с метастазами в головной мозг. Хрупкая женщина сгорела за считанные месяцы. Хоронили звезду в костюме Жизели – ее самой знаменитой роли. Своим талантом она покорила весь мир, не зря ее имя в переводе означает "Повелительница".

При написании материала использованы воспоминания Тамары Нарзуллаевны Рустамовой, записанные ее дочерью Элеонорой Касымовой.

Теги:
Таджикистан, балет, воспоминания



Главные темы

Орбита Sputnik