ДУШАНБЕ, 17 янв - Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. Российско-таджикский композитор, член Союза композиторов и кинематографистов России Павел Турсунов пишет музыку разных жанров.
В его творческом багаже четыре балета, симфонические и камерные произведения, песни, мелодии для театра и кино.
Именно Турсунов был идеологом постановки балета "Ходжа Насреддин" на российской сцене, и сегодня герой азиатского фольклора популярен в русских театрах.
Sputnik Таджикистан отследил творческий путь композитора и узнал, кто зародил в нем талант.
Русские корни и таджикское детство Павла Турсунова
Родился он в смешанной семье. Его папа - учитель русского языка, по национальности таджик родом из пригорода Исфары Согдийской области. Мама - русская, родилась в Хатлонской области, где ее дед когда-то строил железную дорогу Москва - Душанбе и по окончании остался в Таджикистане.
"Мои родители познакомились в Худжанде и, когда поженились, уехали жить в столицу. Там я родился и вырос", – рассказывает Турсунов.
Он с теплотой вспоминает детство в Душанбе: родную школу, игры во дворе, многонациональных соседей. Таджики, русские, грузины, осетины дружили и росли вместе. Все уважали друг друга, не было никаких делений по признаку происхождения.
"После школы мы с соседскими ребятами играли в прятки, казаков-разбойников и занимались прочими детскими шалостями. Не было телевизора, только живое общение. Никакой преступности. Очень светлое и спокойное время. Именно поэтому я, окончив московский вуз, предпочел вернуться в Таджикистан – в эту атмосферу", – говорит он.
Музыкальный путь композитора из Таджикистана в Россию
С будущей профессией композитора Павел определился еще в детстве. Он рос в творческой атмосфере. Мама часто водила его в Душанбинский театр оперы и балета, и первым музыкальным потрясением для мальчика стало "Лебединое озеро" Чайковского.
"Все три мои тети (сестры мамы) закончили музыкальное училище. Они играли на фортепиано, работали с хоровыми коллективами. Бабушка прекрасно пела, играла на гитаре и балалайке. Она не знала нотной грамоты, была самоучкой. Так что дома всегда звучала музыка, а в театре – оркестр. Это меня вдохновляло", – вспоминает Турсунов.
Когда Павлу было 7 лет, мама отвела его в музыкальную школу, постепенно пришли первые успехи: он завоевал диплом на республиканском конкурсе юных пианистов.
"Это было, как вспышка. Я стал заниматься на фортепиано с удовольствием и даже пробовать сочинять какие-то мелодии в виде незатейливых вальсов. Второе потрясение для меня – "Шестая симфония" Чайковского. После того как зазвучал финал симфонии, я почувствовал холодный озноб от пробежавших по спине мурашек. Понял, что жизнь моя вне музыки не имеет смысла", – говорит маэстро.
В 1975-м Турсунов поступил в Душанбинское музучилище.
"Там я впервые всерьез увлекся композицией. Факультативные уроки брал у педагога училища, известного таджикского композитора Азама Солиева. Благодаря этому человеку я понял, что на многое способен. Единственное, что не нравилось, – он ориентировал на национальный стиль музыки, а я не хотел себя ограничивать", – говорит он.
Дальше судьба уготовила Турсунову учебу на композиторском факультете Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. Директор Душанбинского училища Шодмон Пулоди, видя талант подопечного, организовал Турсунову прослушивание в консерватории у знаменитого композитора, профессора Тихона Хренникова.
Павел отправился в Москву и достойно выступил. Хренникову понравился юный музыкант, и он дал понять, что будет рад видеть его в числе студентов.
"Я вернулся домой окрыленный, загорелся мечтой поступить в Консерваторию имени Чайковского! Когда выпускался из училища, должен был получить направление от Таджикистана на квоту. В советское время лучшим выпускникам давали такие направления – чтобы человек мог поступить в крупный и престижный вуз вне конкурса. Достаточно было сдать экзамены не на двойку. Итак, я должен был получить "билет" в консерваторию, но его отдали "по знакомству" сыну крупного чиновника. Взамен мне предложили направление на музыковедение, говорили, что со временем я переведусь на композиторское отделение. Но я мечтал только о композиции и подал документы туда", - вспоминает он.
За всю историю Таджикской республики Павел Турсунов стал первым абитуриентом, получившим пять баллов по композиции и коллоквиуму в Московской консерватории.
"Особенно покорило членов приемной комиссии, что я исполнил цикл романсов, сочиненный на стихи малоизвестных в то время в СССР поэтов: Метерлинка, Маларме, Верлена", – рассказывает он.
Композитор с удовольствием вспоминает студенческие годы, ежедневную атмосферу музыки и любимых преподавателей. Прежде всего, Тихона Хренникова, который научил безжалостно вычеркивать, отсекать лишнее, даже когда обидно за свой труд. Профессор Раков обучил мастерству владения оркестром, а Римма Хананина – профессиональной игре на фортепиано. Она часто приглашала для занятий к себе домой, чтобы напоить чаем и подкормить вечно голодного студента из далекого Таджикистана.
Кроме учебы, Павел выступал на студенческих концертах в консерватории и в Доме композиторов, а свободное время посвящал музеям и театрам.
"Москва сразу захватила меня широкими масштабами и ритмом. Кстати, именно в столице я обрел первый киноопыт: на пятом курсе написал музыку для короткометражного фильма "Неволенка" по повести писателя Семенова. Сам фильм сняли на Свердловской киностудии, на экраны он вышел в 1986-м, даже получил какую-то комсомольскую премию", – вспоминает композитор.
Работа на "Таджикфильме"
В 1987-м, по окончании консерватории, Турсунов вернулся в Таджикистан. Во-первых, он очень соскучился по родине, доброй азиатской атмосфере. Во-вторых, устроиться на работу по профессии в чужом городе было сложно. Но так как он получал образование без направления от республики, в родном Душанбе дипломированного композитора тоже особо никто не ждал. Чтобы начать карьеру, пришлось проявить инициативу.
"Я хотел писать музыку для кино, для этого надо было попасть на студию "Таджикфильм". Мне посчастливилось встретить музыкального редактора студии – Геннадия Александрова. Я увидел его на остановке троллейбуса и сам подошел знакомиться. В процессе разговора выяснилось, что Геннадий Сергеевич как раз собирался уходить с должности, ему нужен был преемник, чтобы постепенно передать дела. А тут я – молодой специалист с энтузиазмом. Он взял меня под свое крыло, сперва оформив на полставки. Так я оказался в нужное время в нужном месте, и началась карьера в кино", – рассказывает Турсунов.
Первое время на "Таджикфильме" Павел создавал музыкальное сопровождение для документальных фильмов и ездил в Москву записывать оркестровую музыку других композиторов. Потом Александров составил ему протекцию в художественном кино. Первым стал фильм "Пришелец" о выпускнике балетной школы, затем "Луковое поле" о тяжелой судьбе женщины в корейском поселке в горах Таджикистана. Турсунов писал музыку и для киноленты "Время желтой травы", которую показывали на Центральном телевидении.
На киностудии композитор проработал до 1992-го. А потом в Таджикистане началась гражданская война. Молодой человек вынужден был уехать в Россию и строить новую жизнь.
Успех благодаря Ходже Насреддину
С тех пор уже более четверти века Павел живет в Москве. Первые годы иммиграции были очень сложными и нестабильными. Пришлось даже заниматься неквалифицированным трудом. Например, он работал охранником в Большом зале Московской консерватории, но и из этого тоже извлекал пользу для профессии.
"Ночью, когда все уходили после концертов, я включал свет на сцене, садился за шикарный рояль и музицировал. В ночной тиши всемирно известного Большого зала, атмосфера которого хранила энергию великих музыкантов, я играл свою музыку для души, на перспективу, что ее когда-нибудь услышит публика", – вспоминает Турсунов.
Затем были пять лет работы пианистом в ресторане. Композитор проводил вечера за белым роялем, шутливо называя свою работу "игрой под компот".
Крупный успех в профессии пришел в 2000-м, когда на российские экраны вышел фильм "Афинские вечера" с именитыми актерами в главных ролях. Музыку к нему написал Турсунов. Затем был кинолента "Наследницы" с целым созвездием блистательных актрис: Лидией Смирновой, Ириной Скобцевой, Марианной Вертинской, Ларисой Гузеевой, Тамарой Акуловой и Верой Глаголевой. С тех пор Павла стали приглашать и на другие картины в качестве композитора.
Любимое его творение за последние годы – балет "Ходжа Насреддин".
Это фольклорный персонаж мусульманского Востока, народный мудрец и страстный путешественник, живший в XIII веке. Советский писатель Леонид Соловьев отразил много историй из жизни Насреддина в своей повести. Маэстро, прочитав текст еще в студенческие годы, вдохновился и решил воплотить образ восточного героя на сцене. Его интересовала именно балетная постановка, ибо повесть экранизировали несколько раз. Композитор создал либретто и оркестровую запись сюиты и начал предлагать знакомым мастерам.
"Помню, я ходил с этой идеей, партитурой, клавиром и записью. Многие известные люди из балетного круга слушали, восторгались и все равно вежливо отказывали. Несколько лет моей мечте не суждено было сбыться, а потом дирижер Константин Кримец, записавший с оркестром сюиту из "Ходжи Насреддина" и влюбившийся в ее звучание, показал ее своему другу – директору театра "Балет Москва" Николаю Басину. Выяснилось, что Басин – страстный поклонник этого восточного персонажа. Он пришел в восторг от идеи материализовать образ Насреддина на балетной сцене в моей трактовке. Вот так, через семь лет после написания, постановка обрела сценическую жизнь. Главную партию в ней блистательно исполнил солист Большого театра, японец Морихиро Ивата", – говорит Турсунов.
Премьера "Ходжи Насреддина" состоялась в 2007-м на сцене Московского театра оперетты. Позже Павел, когда стал музыкальным руководителем театра "Балет Москва", музыку к оперетте "Летучая мышь" переложил на балетную версию. Зародившаяся дружба с Морихиро Ивата тоже дала плоды: они вместе создали балет-сказку "В поисках Синей птицы". Музыкальное сопровождение, которое создал композитор к этой постановке – это одна из его последних крупных работ. Сам балет уже несколько сезонов успешно идет в Улан-Удэ.
Таджикистан всегда в душе
В перерывах от работы маэстро навещает родной Таджикистан. Первый раз после эмиграции в Москву это произошло в 2004-м, когда таджикское Министерство культуры организовало в Душанбе "Фестиваль соотечественников". Пригласили всех деятелей культуры – уроженцев Таджикистана, – которые добились успеха в других странах.
Тот фестиваль был как повод для теплой встречи после разлуки с родиной, и многие таджикистанцы приехали показать свое творчество. Павел исполнил свой струнный квартет "Штрихи к мадригалу" и дуэт для скрипки и маримбы "Игра в Пьеро".
Он поддерживает связь с родственниками, которые остались жить в Душанбе. А маму Павел давно перевез во Владимир, поближе к Москве.
"Увы, мне редко удается бывать в Таджикистане, перелеты нынче стоят дорого. Последнее крупное путешествие было два года назад: я привез в Таджикистан жену и сына. Начали мы с Кулканда, где мои корни, затем отправились в вояж по всей стране. Супруга и сын были в восторге от природных ландшафтов, от людей и азиатского гостеприимства, улыбок, колорита", – рассказывает Турсунов.
Музыкант, несмотря на прошлые достижения, находится в постоянном творческом поиске. У него много идей по новым музыке и спектаклям. Но в первую очередь он мечтает, чтобы появились на сцене уже написанные им творения: детский мюзикл "Бибигон" по сказке Корнея Чуковского, балет "Бесприданница" по знаменитой пьесе Островского.
Творческое кредо Турсунова: композитор должен писать не для себя, не для того, чтобы показать, какой он новатор и гений, а для слушателей. Чтобы музыка могла затронуть душевные струны любого, даже самого далекого от творческой среды человека.
"В этой работе важно перебрать массу вариантов, чтобы добраться до того, который ты сочтешь самым удачным, и поймешь, что именно он и есть та золотая крупинка, ради которой ты трудишься. Именно он делает осмысленным и творчество, и твою жизнь", – заключает маэстро.