ДУШАНБЕ, 3 янв - Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. Азалия Галиахметова с детства полюбила искусство музыки, которая стала ее профессией.
Лучшие педагоги учили ее скрипичному исполнительству, и уже в юности она начала выступать на концертах в родном Душанбе, объездила полмира с гастролями.
Галиахметова – кандидат искусствоведения, заслуженная артистка Республики Таджикистан и Республики Дагестан, лауреат международных конкурсов и фестивалей. Она учит талантливую молодежь создавать красивую музыку, и сама продолжает исполнять ее на скрипке.
Sputnik Таджикистан узнал у скрипачки подробности ее творческого пути.
Веселое детство в Таджикистане
В маленькой семье Галиахметовых всегда царила любовь к творческому развитию личности. И это несмотря на то, что родители будущей артистки приверженцы точных наук.
"Папа был инженером-энергетиком с чрезвычайно широким кругозором. Человек, с которым у меня ассоциируются понятия надежности и опыта. Мама – инженер-программист, главный идеолог нашей семьи, наша совесть и честь. В ней всегда гармонично сочетались целеустремленность и женственность, мягкость в общении. У меня была старшая сестра – веселая, умная, талантливая во всем. К сожалению, ее жизнь трагически оборвалась в молодом возрасте из-за автомобильной аварии", – рассказывает скрипачка.
Поскольку старшая сестра занималась музыкой, она оттачивала на младшей педагогические приемы.
"В итоге я всегда была на высоте на утренниках: могла спеть, станцевать и даже наиграть одним пальцем на фортепиано модные в то время песенки. Наш дом всегда был полон гостей, у нас даже была своя площадка для выступлений. Стоит отдать соседям должное: они никогда не стучали по батареям. А еще в доме часто звучала классическая музыка, крутились виниловые пластинки с песнями лучших исполнителей эпохи. Эта атмосфера определила мой выбор профессии", – говорит скрипачка.
Школьное время будущего музыканта пришлось на 90-е годы XX столетия. Это был переломный момент истории: Таджикистан вышел из состава СССР, потом началась гражданская война, в стране сложилась трудная экономическая ситуация. Именно в это время артистка делает первые шаги в будущей карьере.
"Родители смогли обеспечить мне все условия. Это было очень трудно, сейчас-то я понимаю. А тогда я не знала нужды ни в чем, за что моя благодарность семье безгранична", – вспоминает девушка.
Начало творческого пути
В 1990-м Азалия поступила в Республиканскую музыкальную школу имени З. Шахиди. Это место стало для девочки путеводной звездой в жизни. Именно там она обрела прочную основу своих знаний, опыт и, главное, призвание.
Нохид Зейналпур рассказала о семье, творчестве и жизни в Москве
"Мы вообще не знали, что придется сдавать экзамены, поэтому на подготовку было всего пару часов: пока учителя слушали других (подготовленных) детей. Мы с сестрой судорожно принялись разучивать песни и стишки. Так, в моей памяти до сих пор крутятся слова песенки "В юном месяце апреле" и незамысловатый мотив модной тогда "Ламбады". Я успешно прошла испытания и была зачислена в класс скрипки", - вспоминает она.
Первым педагогом был Юрий Муладжанов – настоящий профессионал, который не просто учил играть на инструменте, но и прививал детям интерес к рутинному делу.
"Все-таки музыкальное искусство – это, прежде всего, однообразный ежедневный труд, и, чтобы достичь успеха, надо проявлять терпение. После отъезда Муладжанова из Таджикистана мне посчастливилось обрести нового наставника – Рауфа Сангинова. С его именем связана школа скрипичного исполнительства Таджикистана. И мне удалось добиться успехов под его руководством", – говорит Галиахметова.
Позже в заведение пришла работать известная в Таджикистане пианистка – Нигина Обидова. Вскоре образовался творческий тандем: наставник, ученица и концертмейстер. Сангинов, Галиахметова и Обидова много выступали, участвовали в фестивалях и конкурсах, давали собственные концерты и гастролировали за рубежом. В основном трио исполняло классику, но музыканты всегда включали в свой репертуар произведения отечественных авторов (Талабшо Сатторова, Дамира Дустмухамедова, Толиба Шахиди, Заррины Миршакар, Лолы Толис и других). Уделяли внимание и национальной музыке разных народов мира.
"Такой географический размах в репертуаре позволил нам всегда ощущать теплый прием слушателей в любой стране или городе, где мы выступали", – вспоминает скрипачка.
В "музыкалке" девушка училась вплоть до окончания основной школы. Там она постигла мастерство музыки и обрела друзей.
"Это место стало образцом теплых коллективных отношений. Мы до сих пор поддерживаем отношения с одноклассниками и педагогами, а также с детьми и даже уже внуками наших учителей и руководителей", - вспоминает она.
Новый виток в карьере Галиахметовой
Следующий, наиболее яркий этап творческой жизни скрипачки, – учеба в Уральской государственной консерватории имени М. П. Мусоргского. Ради этого вуза девушка на несколько лет переехала из родного Душанбе в холодный Екатеринбург.
"Другая среда, другие требования, другой уровень общей культуры… Мне было сложно, страшно и в то же время жутко интересно. Я попала в класс легендарного профессора Владимира Ревы – известного на Урале скрипичного исполнителя. Он сумел так деликатно подать сложный материал, что буквально обрек меня на достижение новых результатов. Я выступала на новой сцене, в новых составах камерных ансамблей и оркестров. К счастью, публика меня приняла", – рассказывает она.
За время учебы на Урале она выступала в сопровождении оркестра "Виртуозы Москвы" под руководством Владимира Спивакова, в симфоническом оркестре маэстро Валерия Гергиева. Несколько лет подряд гастролировала по зарубежным странам в составе молодежного оркестра стран СНГ под управлением таких дирижеров, как Горинштейн и Спиваков.
После консерватории, будучи дипломированной, поступила в Российскую академию музыки (РАМ) имени Гнесиных и занялась научной деятельностью. По словам Азалии, самое ценное, чему она научилась в аспирантуре – это выражать свои мысли посредством слов, чудеснейшим образом складывать их в тексты.
"Ранее, признаюсь честно, я не обладала этим навыком. Мне казалось, что музыканту достаточно выразить все в звуковом эквиваленте, через игру на скрипке. Но говорить и писать человек тоже должен уметь, это способствует улучшению коммуникации", – уверена музыкант.
Несколько лет назад она защитила диссертацию по специальности "искусствоведение" и сейчас преподает в родном вузе.
Народная артистка Таджикистана и молодой директор вуза
Первый опыт работы девушка обрела в родной "музыкалке", затем играла в различных оркестрах и 4 года преподавала в Таджикской национальной консерватории имени Т.С. Сатторова. Обучая юные таланты игре на скрипке, артистка и сама много выступала.
В 2010-м в Душанбе открылось представительство Московского государственного университета культуры и искусства (МГУКИ), и 26-летнюю скрипачку, но тот момент уже заслуженную артистку Таджикистана, пригласили на должность директора. Пару лет параллельно она преподавала в Гнесинке, а затем перешла в МГУКИ на должность декана международного факультета.
"Считаю эту работу одной из интереснейших в моей жизни, поскольку благодаря ей я могла гармонично сочетать управление и творчество. Работа с талантливой молодежью, очень богатой своим этнокультурным разнообразием, заряжала меня энергией", – говорит скрипачка.
Сегодня Азалия читает спецкурс по музыкальной культуре в МГУ им. М.В. Ломоносова, трудится в научно-методическом центре и одновременно реализует свои социальные проекты. Например, она создала некоммерческую организацию "Геликон-детям". В ней ребят и молодежь учат академическому искусству, организуют им стажировки в лучших театрах Москвы и Подмосковья.
Скрипачка и сама продолжает выступать. Сейчас она как раз готовится к серии концертов из произведений западноевропейских композиторов, которые пройдут накануне Нового года в различных культурных центрах Москвы. В 2019 запланирован концерт в Институте музыки имени А.Г. Шнитке.
Также девушка выпустила две монографии и два музыкальных диска, где попробовала себя в качестве соавтора и даже аранжировщика композиций. Музыкальные темы посвящены национальным культурам, в частности, культуре Таджикистана (произведения "Варзоб", "Цветок Памира").
Благодарю за все Таджикистан
При всей бурной и разносторонней жизни в России, Азалия очень скучает по дорогим соотечественникам из Таджикистана. Она старается каждый год навещать родные места, школу, Театр оперы и балета, Консерваторию. Для нее это источник заряда и вдохновения на весь следующий рабочий сезон.
"Сегодня я играю на хорошем французском инструменте, живу в Москве, работаю в лучшем вузе России, но я никогда не забуду свою скрипку, когда-то собранную по кусочкам и отреставрированную педагогом, по совместительству единственным в Таджикистане скрипичным мастером Сангиновым. Всегда храню в сердце тепло и уют нашей светлой, малогабаритной квартиры в районе Политехникума. Чту замечательных соседей, друзей и нашу школу – кузницу музыкальных кадров, - наш город, каждый уголок красивейшего Таджикистана! Я благодарна своей Родине, ее благодатной земле, таджикскому народу за все, что в моей судьбе было и чему еще суждено свершиться!" – заключает скрипачка.