ДУШАНБЕ, 17 июл — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. Альбина Крафт – главный художник Душанбинского швейно-трикотажного объединения имени Зайнаб-биби. За создание костюмов для спортсменов, в которых те представляли Таджикистан на московской Олимпиаде в 1980 году, она удостоена высшей профессиональной награды "Мастер - золотые руки".
Альбина черпала идеи орнаментов в многовековой истории Таджикистана, вдохновлялась картинами в музее. В свое время она была ведущим дизайнером одежды Таджикской ССР. Sputnik Таджикистан нашел автора олимпийских костюмов республики, а также узнал, как сегодня живет мастерица.
Немецкие корни и первый модельер Таджикистана
Альбина родилась на севере Советского Союза – в маленьком городе Игарка в Красноярском крае. Ее родителей – этнических немцев – сослали туда во время Великой Отечественной войны.
Род по фамилии Крафт происходит еще из Германской империи. А предки Альбины переехали в Российскую империю во времена Екатерины II: царица приглашала соотечественников заселять малообжитые территории своей второй родины, в том числе Поволжье. Так и образовалась народность "волжские немцы", мирно обитавшая в России полтора века.
Олимпиада-80 в Москве. Архивные кадры
"Папа у меня родился в Саратове. Но во время войны с нацистами ко всем этническим немцам было плохое отношение, поэтому моих будущих родителей отправили на север – работать в лагере. Там они познакомились и создали семью, родилась я. До 1956 года мы все жили под комендатурой. Освободившись, наша семья переехала в Сибирь, затем в Душанбе.
Многих немцев ссылали в отдаленные уголки Союза, в Центральной России жить запрещали. Папин брат поселился в Таджикистане еще раньше, и мы к нему присоединились. Прожили в республике более 30 лет. Скромно, но счастливо, в тепле и обилии свежих фруктов", – рассказывает Альбина.
Это был самый первый в Таджикистане курс по специальности "художник-модельер". Вести его пригласили специалиста из Москвы. Конкурс прошли 20 человек, среди них – Альбина, как раз окончившая восьмой класс.
Четыре года девушка профессионально изучала рисунок, живопись, моделирование и конструирование одежды. Она закончила училище с отличием и стала первой в Таджикистане дипломированной художницей по костюмам. По существовавшей тогда традиции, фамилию выпускницы Крафт выбили золотом в фойе родного учебного заведения.
Служат до сих пор: восемь Дворцов спорта, построенных к Олимпиаде-80
Альбину пригласили работать в экспериментальную лабораторию Министерства легкой промышленности Таджикистана. Там девушка сразу стала главным модельером.
"Я создавала модели одежды на все случаи жизни. У меня была целая команда закройщиков, швей и вышивальшиц. Все наряды мы делали в национальном таджикском стиле – с узорами и орнаментами. Часто устраивали показы мод на предприятиях республики, в учебных заведениях, театрах и даже на республиканском телевидении.
Ездили и на демонстрации в Москву: туда приглашали лучших модельеров всех союзных республик с их коллекциями. Но особенно приятно было, что весь Душанбе ходил в моих нарядах. Я часто встречала на улице и мероприятиях людей, одетых в платья и костюмы, которые сама рисовала", – вспоминает Альбина.
После лаборатории она стала главным художником-модельером на душанбинской фабрике пошива и ремонта одежды "Зейнаб-биби".
Как создавались наряды для спортсменов Таджикской ССР на Олимпиаду-80
В конце 1979 года фабрика получила от Министерства легкой промышленности интересный заказ – создать костюмы для таджикских спортсменов, которым предстояло выступать на Олимпиаде. Это грандиозное событие принимал Советский Союз, и в Москву приехали делегации из всех 15 республик. Каждая показывала свою культуру и колорит на церемониях открытия и закрытия ОИ.
Таджикские спортсмены и артисты приготовили танец "Навруз". Конечно же, на сцену они должны были выйти в национальных костюмах, чтобы продемонстрировать таджикский колорит.
И именно Альбине – главному модельеру столицы республики – предложили создать эскиз. Девушка решила передать всю яркость и красоту Таджикистана, особенности художественного мышления народа.
"Я ходила в этнографический музей Таджикистана, исследовала там портреты исторических персонажей. Срисовывала в блокнот орнаменты со старинных таджикских платьев, затем уединялась в мастерской. На вдохновении от дизайна исторических костюмов я создала свой – уникальный. Сочные цветы, ягоды, узоры, разрезанный гранат… Я "переплела" все эти элементы, и получился рисунок со смыслом", – вспоминает Альбина.
Команда ателье перенесла идею Крафт на ткань и сшила одну блузу. После одобрения мастера экземпляр отдали на фабрику, а по нему местные швеи уже сшили коллекцию женских блуз и мужских рубах. В них таджикские атлеты и танцевали на стадионе "Динамо", когда открывалась Олимпиада.
Примечательно, что костюмы по дизайну Альбины лицезрел весь мир – кто-то с трибун, кто-то по телевизору. А сама она не увидела церемонию.
"Трансляция Олимпиады шла в рабочее время, и я в этот момент была далеко от телевизора. А записей тогда не было, как сегодня в интернете", – поясняет модельер.
За создание исторического рисунка Альбине Крафт присудили высшую профессиональную награду "Мастер - золотые руки". Случилось это вскоре после окончания соревнований. Но до художницы эта награда, увы, не дошла. Почти 40 лет женщина вообще не знала, что руководство высоко оценило ее работу над костюмами для участников Олимпиады. Новость пришла только сейчас - во время интервью.
"Сколько наград мне за годы работы обещали - что накануне показов мод, что перед отчетами по крупным заказам! Ничего в итоге не было. Если награды и давали, документы наверху подписывали, а до нас – художников – информация не доходила. Начальство нам просто не говорило о грамотах, ведь к ним явно прилагались денежные премии. Получается, я жизнь прожила и только сегодня от вас узнала, что за костюм для олимпийских артистов меня признали мастером с золотыми руками. Ни на какое награждение меня тогда не приглашали", – сетует Альбина.
Спортсмены, прославившие Таджикскую ССР на Олимпиаде-80
Но нематериальную награду художница точно ощутила: после Олимпиады она стала еще известнее. Пришли новые интересные заказы, на показах мод всегда был аншлаг.
"Меня в Душанбе все знали, ведь люди ходили в костюмах с нашей фабрики. Помню, сажусь я в транспорт, а девочки шепчутся: "Альбина здесь!" Внимание ко мне было, как к прима-балерине", – рассказывает Крафт.
Она не только занималась дизайном, но и стала преподавать в родном училище на отделении моделирования и обработки текстильных изделий. Многим модельерам наша героиня передала опыт, и сегодня ее выпускницы создают костюмы в разных странах мира.
Возвращение к корням и таджикская культура в Германии
Весной 1991 года Альбина переехала с семьей в Германию. Помня о своей родословной и этнической принадлежности, женщина захотела посетить страну предков. Еще за пару лет до развала СССР она приехала в гости к немецким знакомым и подала документы на получение гражданства – как этническая немка.
Процедура была долгой, но закончилась благополучно: Альбина и ее мама получили немецкие паспорта. 8 марта – в Международный женский день – дамы окончательно сменили место жительства. С ними эмигрировал сын художницы, а через год и ее брат с семьей.
Уже почти 30 лет ее место жительства - Мильтенберг, маленький городок, что стоит на берегу Майна. Ее дом расположен прямо на набережной. Мастер сейчас на пенсии, но иногда делает платья для частных заказчиков. Она много путешествует на машине – и в близлежащие регионы, и по европейским странам. Ездила и в тропические страны, много где бывала. А Таджикистан, где прошли детство и молодость, женщина больше не навещала.
"Я видела исторические кадры о гражданской войне, и в душе теперь отторжение. Люди, с которыми я близко общалась в республике, давно разъехались или умерли, только через интернет многие связи восстановила. Поэтому приезжать в прошлое не хочется. Да и лететь далеко в моем возрасте", – объясняет Альбина.
Ее увлечение последних лет – картины. Однажды пришел момент, когда руки художницы вдруг сами потянулись к холсту и краскам. В голове возникли образы красавиц в среднеазиатских и восточных нарядах. Так Альбина стала рисовать. Крафт даже организовала в Германии выставки своих работ, и местные жители проявили интерес: почти весь город пришел любоваться картинами.
Альбина периодически знакомит свою вторую родину с таджикской культурой. Все-таки она прожила в южной колоритной республике много лет, получила профессию и вдохновение от нее. В 2003 году она создала коллекцию нарядов в национальном колорите: и немцы пришли в восторг от яркости, сочных красок Таджикистана.
Каждый день были полные залы, а потом художницу пригласила в Калининград ее давняя ученица. Она проводила конкурс для молодых художников и, чтобы показать достойный пример, организовала в городе выставку работ своего учителя. Так Альбина Крафт продемонстрировала свое творчество в России, азиатская роспись на ткани покорила и русскую публику.