ДУШАНБЕ, 31 янв — Sputnik, Рубен Гарсия. Власти Таджикистана и Кыргызстана обсудили важнейшие аспекты делимитации государственных границ.
Главной темой проходившего на прошлой неделе заседания рабочей группы по демаркации кыргызско-таджикской границы стало возобновление приграничного сотрудничества и торговли.
Как считает старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН, доктор исторических наук Рахимбек Бобохонов, успешная работа комиссии стала возможна благодаря тому, что обе стороны смогли извлечь уроки из недавних ошибок собственного прошлого.
"На нынешнее сближение повлиял негативный опыт вокруг узбекско-кыргызской границы во времена Ислама Каримова, в частности, погромы в Оше. К властям всех трёх стран пришло понимание того, что ситуацию наконец надо урегулировать. Единственная сложность в том, что на границах Киргизии и Таджикистана будет очень непросто проводить демаркацию с точки зрения непосредственно территориального деления", — считает учёный.
Он объясняет это тем, что в некоторых приграничных районах в одном кишлаке несколько гектаров может принадлежать Таджикистану, а несколько — Кыргыстану. При этом на кыргызских участках могут компактно проживать таджики, а на таджикистанской земле — кыргызы. И едва ли кто из них спешит переселяться.
Аналогичные проблемы предстоит решать властям Таджикистана и Узбекистана.
"Особенно остро стоит вопрос о спорных территориях в Согдийской области, ведь некоторые участки границы не просто закрыты — это настоящие минные поля", — пояснил Бобохонов Sputnik Таджикистан.
Речь идёт о территориальном споре, возникшем между двумя республиками ещё во время гражданской войны в РТ. Тогда нерешённые противоречия вокруг принадлежности пограничных территорий привели к серьёзной конфронтации элит.
В итоге руководство обеих государств начало политику взаимной изоляции — стороны объявили о введении виз, прекращении прямого авиасообщения, а узбекская сторона вдобавок начала разрушение железной дороги между странами и заминировала несколько участков приграничной полосы.
И даже, несмотря на то что нынешний глава Узбекистана Шавкат Мирзиёев взял курс на сближении с соседями, и это ему в некоторой степени уже удалось, земельные вопросы решить будет труднее всего.
"Там существует чересполосица, население проживает компактно отдельными кишлаками на разной территории. В этом регионе не хватает земли, пригодной для земледелия и воды, чтобы её обрабатывать. Поэтому я думаю, что Узбекистан будет сравнительно жёстко отстаивать свою позицию, потому как любые компромиссы уязвляют национальное самолюбие узбеков. И стороны ещё не скоро пойдут на уступки", — полагает Аждар Куртов, эксперт Российского института стратегических исследований по странам СНГ.
Кроме того, детальное разграничение предполагает как-то решать вопрос восстановления железнодорожного транспорта и использования автомобильных трасс. Что потребует от властей политической воли, финансовых затрат и определённой юридической гибкости.
"В СССР дороги строились по принципу оптимальности, с учётом минимальных затрат и по наиболее короткому маршруту, не учитывая, через какие именно территории эта дорога проходит. А она может проходить через территории нескольких государств. И на каждом из множества пограничных пунктов чиновники-коррупционеры постараются выжать как можно больше денег из населения", — утверждает Куртов.
Однако, не взирая на давние противоречия между властями РУз и РТ, многие эксперты полагают, что процесс строгого определения государственных границ наконец-то сдвинулся с места и рано или поздно завершится успешно.
Напомним, конфликты вокруг территориальной принадлежности земель начались в Центрально-Азиатском регионе сразу после распада Советского Союза. В СССР границы делили с учётом этнического состава тех или иных регионов. При этом переселять целые кишлаки, где компактно проживали представители другого этноса, власти не собирались — это плохо соответствовало принципу пролетарского интернационализма.
Независимые же республики вскоре начали ожесточённые споры вокруг того, кому исторически принадлежит тот или иной участок земли. Более всего это касалось территорий близ плодородной Ферганской долины, способной давать несколько урожаев ежегодно.
Зачастую эти противоречия заканчивались погромами и вооруженными столкновениями между представителями проживающих на территории ЦА народов, каждый из которых предъявлял на дефицитные земли свои права. Печальный тому пример — события в Оше в 2010 году, когда в результате межэтнических столкновений погибло порядка 800 человек.