ДУШАНБЕ, 15 ноя — Sputnik, Владимир Абепиш. Таджикистан и Иран положили начало улучшению двусторонних отношений, но говорить о полном примирении еще рано.
В начале ноября 2017 года министр иностранных дел Ирана Мухаммад Джавад Зариф посетил Душанбе. Основной целью визита Зарифа являлось открытие нового здания посольства ИРИ в Таджикистане, а также переговоры с руководством страны.
В ходе визита состоялась встреча Джавада Зарифа с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, а также с главой МИД Сироджидином Асловым. Стороны рассмотрели множество важных вопросов, в частности, развитие экономического, торгового, инвестиционного, энергетического, сельскохозяйственного и промышленного сотрудничества двух государств, состоялся обмен мнениями по вопросам региональной безопасности, борьбы с терроризмом и экстремизмом, взаимодействие в рамках региональных и международных организаций.
В СМИ ряда стран поездка Джавада Зарифа была оценена по-разному, но многие пытаются связать его с состоявшимся визитом в начале ноября 2017 года президента России Владимира Путина в Тегеран для участия в саммите глав России, Ирана и Азербайджана. Основной темой переговоров в Иране стало рассмотрение проекта, который связывает все три страны — создание транспортного коридора "Север-Юг", от Петербурга до индийского порта Мумбаи.
Стоит отметить, что проблемы во взаимоотношениях между Ираном и Таджикистаном возникли после того, как иранские власти оказали поддержку запрещенной и объявленной террористической в РТ Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ). Тот факт, что в 2015 году Тегеран пригласил на международную конференцию главу ПИВТ Мухиддина Кабири, вызвал возмущение таджикской стороны.
В ответ власти Таджикистана ограничили импорт иранских товаров, в республике стали закрываться компании и фонды Ирана, в аэропорту Душанбе прекратили выдачу гражданам Ирана виз на льготных условиях. Также под вопросом оказалось принятие Ирана в полноправные члены Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), хотя изначально Таджикистан был первой страной, которая анонсировала свое желание видеть Иран в рядах организации.
Кроме того, недавно МВД РТ обвинило Тегеран в причастности к политическим убийствам в Таджикистане в начале 1990-х годов.
Будущее Ирана в ШОС
Принимая во внимание существующее положение Ирана на мировой арене, можно ожидать, что иранская сторона была вынуждена искать пути дальнейшего сближения с Таджикистаном.
В 2017 году иранские политики неоднократно заявляли о своем желании посетить с визитом Таджикистан. Такое стремление свидетельствует о том, что Иран намерен в дальнейшем налаживать хорошие взаимоотношения с РТ.
На сегодняшний день Иран готовится стать полноправным членом ШОС, так как непростые отношения с государствами ЕС и США подталкивают его к поискам новых партнеров. Безусловно, членство в ШОС позволит Ирану быть одной из стран-участниц интеграционного образования наряду с двумя странами, имеющими статус постоянного члена Совета Безопасности ООН. В данном случае Ирану была очень важна поддержка Таджикистана, который неоднократно выражал готовность обсудить данную тему на саммитах ШОС.
Возвращаясь к визиту Мухаммада Джавада Зарифа, стоит отметить, что многое необходимо принять во внимание. Безусловно, в отношениях Ирана и Таджикистана были свои взлеты и падения, но, несмотря на это, руководство Таджикистана было готово принять и выслушать иранскую сторону.
Тем не менее скорого и окончательного потепления отношений ждать пока не стоит, ведь будущие взаимоотношения Таджикистана и Ирана будут зависеть от искренности последнего в позиции по поводу ПИВТ.