ДУШАНБЕ, 9 мая – Sputnik, Сергей Кузнецов. Снятие Насима Олимзода с должности министра здравоохранения Таджикистана вызвало большое обсуждение в обществе.
Мнения, как водится, разделились. Одни считают, что чиновника сделали "козлом отпущения", другие уверены – министр не справлялся со своими обязанностями и получил по заслугам.
Истина, традиционно, находится где-то посередине. Министр, очевидно, действовал, исходя из имеющихся в его распоряжении невеликих возможностей.
В то же время повторяемая пресс-службой изо дня в день мантра "в Таджикистане нет коронавируса" добавила массу негатива в адрес чиновника. Минусы перевесили и, как итог, отставка.
Справится ли с возложенной на него тяжелой ношей новый глава Минздрава, пришедший на эту должность с поста руководителя столичной больницы, покажет время.
К примеру, в компетенцию Министерства образования и науки входит весьма значительный пласт таджикского общества: школьники и студенты. Временные майские каникулы продлены до августа, но выпускные экзамены намечены на июнь. Судите сами: раз респираторов не хватило медработникам, находящимся "на передовой" борьбы с COVID-19, маловероятно, что ими обеспечат экзаменаторов, не говоря уж о школьникам.
Насим Олимзода снят с должности министра здравоохранения Таджикистана
А это автоматически означает появление нового потенциального очага заражения, причем распространенного на всю страну.
Для сравнения, в вузах распорядились выдать дипломы на основании текущих оценок студентов. Более того, плату за последующий курс обучения решено заморозить и не отчислять тех, кто не в состоянии ее внести. Что ж, трудные времена требуют трудных решений, и Минобрнауки следовало бы взять этот подход на вооружение.
Вызывает недоумение некая пассивность Комитета по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которому само название велит противостоять пандемии. Однако помимо мероприятий по выборочной дезинфекции мест массового скопления людей ничем другим ведомство не отличилось - по крайней мере, исходя из официальных релизов. Хотя наверняка труднодоступные населенные пункты тоже требуют мониторинга эпидемиологической обстановки.
В Таджикистане поднят вопрос о фиксации цен на лекарства
Госкомитету по национальной безопасности так и не удалось задержать провокаторов, запустивших в марте волну паники слухи о тысячах умерших от коронавируса сограждан, повлекшие за собой ажиотажный спрос на рынках и в магазинах. Да и нарушителей, пересекавших госграницу после ее закрытия, в полной мере никто не остановил. полностью преградить контакты в приграничных районах тоже не получилось. Хотя тут есть и объективные обстоятельства: не завершенная демаркация и делимитация рубежей весьма затрудняет работу госорганов.
Генпрокуратура Таджикистана предупредила о наказании за фейки о коронавирусе
Министерство обороны не сочло нужным приостановить призыв в армию. Все новобранцы прошли медкомиссию, но сдавали ли они тесты на коронавирус? Потенциально казармы могут стать еще одним очагом распространения вируса.
Неизвестно, смогло ли Министерство сельского хозяйства самостоятельно принять решение о расширении посевных площадей под продовольственные культуры, если бы не личное распоряжение президента. А ведь эффективность подобных мер в доказательствах не нуждается – обеспечение продовольственной безопасности в условиях повсеместного закрытия границ – задача архиважная.
Рахмон недоволен, что агрокомплекс Таджикистана работает не на полную мощность
Однако теперь там кипит работа, результаты которой можно будет скоро увидеть на прилавках.
Лидирующую позицию среди местных властей занимает мэр Душанбе Рустам Эмомали. Несмотря на молодость, действует разнопланово, успевая и предпринимать меры по противодействую COVID-19, и позаботиться о ветеранах ВОВ, и решать проблемы городского хозяйства, задавая тон председателям других регионов.
Рустам Эмомали ознакомился с ходом развертывания больниц в Душанбе
Очевидно, что в нынешней обстановке необходимо действовать наперед, а не только реагировать на произошедшие события.
Не время спорить о справедливости или обоснованности этой точки зрения. Верно одно – без консолидации всех имеющихся в наличии сил противостоять угрозе будет крайне сложно.