03:22 15 Декабря 2018
  • USD9.42
  • EUR10.64
  • RUB0.14
3D иллюстрация древних динозавров, архивное фото

Россия оказалась родиной древнейших титанозавров Евразии

CC0 / Pixabay
Наука и технологии
Получить короткую ссылку
28 0 0

О том, где нашли останки древнейшего титанозавра Евразии, - в материале

ДУШАНБЕ, 6 дек — Sputnik. Ученые нашли неподалеку от Ульяновска останки крупного четвероногого динозавра, что свидетельствует о необычно раннем появлении титанозавров на территории будущей Евразии и Северной Америки. Описание находки и история открытия опубликованы в журнале Biological Communications, пишет РИА Новости.

"Раньше считалось, что эволюция титанозавров проходила преимущественно в Южной Америке. Открытие останков волгатитана и тенгризавра говорит о том, что они были распространены гораздо шире во времена раннего мела. Возможно, важные этапы их эволюции проходили в Восточной Европе и Азии", — рассказывает Александр Аверьянов, профессор Санкт-Петербургского государственного университета.

Титанозавры принадлежат к числу зауропод — крупных четвероногих травоядных ящеров, для которых характерны огромная масса, большое количество яиц в кладке и быстрый рост молодняка.

Семейство Titanosauria считается среди гигантских травоядных динозавров своего рода "мусорной корзиной": к нему причисляют все новые окаменелости, которые нельзя отнести к другим родам зауропод.

Останки большинства титанозавров, включая рекордно больших аргентинозавров (гигантов длиной 35 метров и массой примерно 90 тонн), были найдены в Патагонии — провинции на юге Аргентины, где в далеком прошлом сложились условия, при которых такие крупные существа могли жить и процветать.

Неожиданная связь. Пять пар животных, в родство которых трудно поверить

Как предполагают ученые, похожие условия могли существовать и на территории современной Сибири и Монголии, где палеонтологи недавно обнаружили множество останков ближайших родичей титанозавров и других семейств зауропод.

К ним относится сибиротитан — сравнительно небольшой ящер массой десять тонн, живший в Восточной Сибири около 120 миллионов лет назад.
Открытие сибиротитана заставило Аверьянова и его коллег задуматься о том, где еще могут встречаться такие останки.

Оказалось, что окаменелости еще более древних и интересных титанозавров уже найдены, но первооткрыватели и не подозревали об их уникальности.

Как рассказывает Аверьянов, останки нового вида титанозавров нашел в 1982 году на берегах Волги, неподалеку от поселка Сланцевый Рудник, Владимир Ефимов, заведующий палеонтологическим музеем в селе Ундоры. Он заметил "гигантские позвонки неизвестной таксономической принадлежности", выступившие из крутого берега реки.

"Мир юрского периода-2", или Продолжение следует

Позже Ефимов показал находку профессиональным палеонтологам и вместе с ними опубликовал ряд статей, в которых предположил, что останки принадлежали брахиозаврам — длинношеим зауроподам. Когда Аверьянов увидел эти публикации, то связался с заведующим и попросил его показать окаменелости.

Как оказалось, останки принадлежали необычайно древнему титанозавру — прямому родичу аргентинских гигантов.

Однако в отличие от южноамериканских ящеров симбирский волгатитан (Volgatitan simbirskiensis), как его назвали Аверьянов и Ефимов, отличался довольно скромными размерами — он весил всего 17 тонн.

Несмотря на заурядность, волгатитан стал первым полноценным титанозавром, найденным на территории бывшей Лавразии, и двенадцатым "российским" зауроподом.

В Канаде нашли самую большую тропу, где сохранились следы динозавров

Обнаружение этого ящера, как считает Аверьянов, указывает на то, что эволюция главных гигантов мезозоя могла проходить не только в Гондване, но и на северном материке, о чем ученые раньше и не подозревали.