Пик данной проблемы был зафиксирован еще 5 лет тому назад, когда на семейно-бытовой почве было совершено более 460 преступлений. 19 августа 2010 года МВД республики при помощи ОБСЕ открыло первые в стране пять милицейских участков для работы с жертвами домашнего насилия.
Об итогах пятилетней борьбы в интервью Sputnik Таджикистан рассказала инспектор одного из этих участков, старший лейтенант милиции Майзура Муродалиева.
Шариат и Закон
Столичный район Шохмансур считается одним из самых проблемных в городе — за первые семь месяцев текущего года в участок поступило 44 заявления о насилии в семье. В остальных 4-х столичных участках, уверена она, ситуация намного лучше.
— В нашем районе проживает 150 тысяч человек, большинство из которых являются приезжими из дальних горных районов страны. И, естественно, с такой категорией людей, для которых законы шариата стоят превыше действующего законодательства страны, и у которых патриархальное распределение ролей в семье — это традиция, работать весьма сложно, — говорит она.
Непокорность и неуважение к старшим и мужьям в таких семьях порой жестоко карается, хотя, отмечает Муродалиева, даже Ислам не предписывает такого отношения к женщинам.
Работа поначалу, по ее словам, шла очень сложно: официальных жалоб было мало, в то время как фактических избиений и истязаний в семьях было намного больше. В основном жертвами домашнего насилия, отмечает инспектор, были и остаются женщины, хотя изредка жалобы поступают и в их отношении.
— В этом году из 44 заявлений 16 были против молодых женщин, которые в основном обвинялись в грубом и неуважительном отношении к родителям своего супруга, — рассказывает инспектор. — Но что интересно, мужья никогда сами не пишут на своих жен, это за них делают их родители, сестры, тети и еще сто их родственников. В таких случаях, когда идет явное вмешательство родственников в семейные дела молодоженов, мы, для предотвращения ухудшения ситуации и развода, проводим профилактические беседы не только с "обвиняемой", но и с родственниками мужчин.
Итоги есть
У Майзуры Муродалиевой, по ее же словам, это получается очень хорошо — она, психолог по природе и педагог с 13-летним стажем работы, за несколько лет своей деятельности в качестве инспектора смогла помочь сохранить несколько десятков семей.
— В этом мне, естественно, помогают сотрудники ОМВД по району Шохмансур и представители махаллей. Мы по плану, а в особых случаях вне плана, проводим осведомительные работы с жителями, говорим об уголовной ответственности за насилие в семье, напоминаем об участившихся разводах в стране на почве домашних скандалов. В Таджикистане, как оказалось, в этом году распалось около 4600 семей, — говорит инспектор.
Так, по ее словам, по результатам пятилетней работы уровень домашнего насилия в районе Шохмансур уменьшился почти на 40%.
В этом году были возбуждены 23 уголовных дела в отношении мужчин, в основном по статье 116 (Побои) УК РТ, которая предусматривает штраф в размере до 12 тысяч сомони и наказание в виде исправительных работ на срок до двух лет.
Помимо этого были возбуждены 4 дела по статье 117 (Истязания) УК, за что обвиняемым может грозить до двух лет лишения свободы.
— Однако все эти дела были возбуждены по итогам официального заявления жертв, — говорит Майзура Муродалиева. — Но есть случаи, которые так и остаются за закрытыми дверями, в семьях.
По словам инспектора, иногда им правда удается возбуждать дела и без жалобы, если есть, например, звонок от соседей.
— Вот и сегодня нам позвонил представитель одной из махалли и сообщил, что в одном из домов свекор в пьяном состоянии избивает невестку, — рассказывает она. — Мы сразу выехали. Оказалось, что муж девушки — инвалид и не в состоянии сопротивляться своему отцу, который периодически, выпивая, поднимает руку на свою невестку и выгоняет ее из дома с тремя малолетними детьми. Мы сразу направили молодую женщину на судмедэкспертизу, взяли на месте показания свекра, опросили свидетелей, и мужчине было выдано защитное предписание, за неисполнение которого предусматривается административный арест.
Штат инспекторов нужно увеличивать
Больше всего, по словам инспектора, семейные ссоры и скандалы фиксируются в неблагополучных семьях. Таких на учете в районе Шохмансур 66.
В работе Майзуры Муродалиевой, по ее же словам, есть свои проблемы. Пять лет тому назад, когда были открыты эти милицейские участки (два в городе Душанбе и по одному в Кулябе, Худжанде и Курган-Тюбе), выделили всего лишь по одному инспектору для каждой территории.
— Иногда, если честно, меня не хватает на всех, — говорит она. — Так, некоторым приходится уделять меньше внимания, а некоторых вообще обделить им. А ведь проблема домашнего насилия требует особого внимания и одним специнспектором решить ее вряд ли возможно. Если не увеличить штат сотрудников в наших милицейских участках, то они будут служить в основном только для ведения статистики.
Майзура Муродалиева надеется, что из-за игнорирования таких маленьких, но базовых проблем "не уйдет насмарку вся работа правительства в борьбе против домашнего насилия": принятый два года назад Закон "О предупреждении насилия в семье", "Государственная программа по предупреждению насилия в семье на 2014-2023 годы". Тем более, что текущий год, объявлен главой государства Эмомали Рахмоном Годом семьи.