Карты, автобус, 10 сомони: как меняется транспортная система Таджикистана

© © SputnikАвтобусы в городе Худжанд
Автобусы в городе Худжанд - Sputnik Таджикистан
Подписаться
В городах Таджикистана постепенно вводится система транспортных карт: новые технологии уже месяц осваивают жители Худжанда

ДУШАНБЕ, 10 дек — Sputnik. Худжанд стал вторым городом Таджикистана, где заработала новая система оплаты проезда. Теперь автобусы оснащены электронным оборудованием для бесконтактной оплаты.

С ноября проезд фиксируется не наличными, а транспортной картой.

И чиновники, и пассажиры уверены, что переход на электронную платежную систему положительно скажется на развитии общественного транспорта.

В чем суть новой системы?

© Sputnik Автобусная остановка в Худжанде
Карты, автобус, 10 сомони: как меняется транспортная система Таджикистана - Sputnik Таджикистан
Автобусная остановка в Худжанде

"Безналичка" поможет, во-первых, повысить безопасность на дорогах. Ведь если водителя никто не отвлекает, он тщательнее следит за движением. Во-вторых, государство минимизирует количество зайцев в транспорте, а значит, будет получать больше поступлений от продажи билетов. Ну и в-третьих, карты позволят наконец-то получать точные данные о категориях граждан, пользующихся общественным транспортом. Раньше подсчеты велись, что называется, на глаз, и были неточными.

В Худжанде вводят в эксплуатацию автобусы с электронной системой платежей - Sputnik Таджикистан
В Худжанде внедрили систему безналичной оплаты проезда
Пассажирам предлагается купить специальную карту и своевременно оплачивать по ней проезд. Изначально City Card появилась в Душанбе в 2018 году для поездок в автобусах и троллейбусах. Пассажир приобретает карту и через терминалы кладет на баланс деньги. Карточкой также можно расплачиваться за покупки в магазинах, как обычной банковской. Для редких "пользователей" продаются одноразовые билеты.

Электронную карту можно приобрести в 74 терминалах Худжанда.

"Каждая карта стоит 10 сомони, но по факту она бесплатная - 6 сомони идут на оплату проезда как минимальный баланс, а 4 хранятся на счету и вернутся покупателю в случае возврата карты", - сказал Sputnik Таджикистан руководитель группы по реализации развития общественного транспорта Худжанда Абдуджалил Бободжонова.

На сегодняшний день в регионе введено в эксплуатацию 40 тысяч электронных карточек.

"Наличный расчет занимает много времени: кондукторы обходят всех пассажиров, ищут мелочь, чтобы отдать сдачу. Переход на "электронку" сделает ненужным непосредственный контакт пассажира с водителем или контролером, а следовательно, снизится риск заражения инфекционными заболеваниями, например, коронавирусом. Оплата проводится за считаные секунды и не создает неудобств", - объяснил менеджер проекта компании Avesto Group в Худжанде Фарход Абдуллоев.

Кроме того, по его словам, новая система взимания дорожных сборов выгодна не только пассажирам, но и перевозчикам. Карты обеспечат соблюдение принципа прозрачности в работе водителей и пассажирских компаний.

"Большинство компаний жалуются на недостаток доходов или незаконное присвоение средств. Водители смогут защитить себя в этой ситуации. Когда внедряется система электронных платежей, весь доход легко посчитать", - добавил Абдуллоев.

Две системы оплаты - новая удобная и старая понятная

© © SputnikМаршрутное такси в Худжанде
Карты, автобус, 10 сомони: как меняется транспортная система Таджикистана - Sputnik Таджикистан
Маршрутное такси в Худжанде

Теперь в Худжанде действуют две системы оплаты проезда в автобусах: "ручная" и электронная.

Молодежь, обычно быстрее всех перенимающая новинки, пользуется карточками, а более старшее поколение - по старинке платит контролеру в руки. Поэтому, пока не все худжандцы овладели ноу-хау, бинарность будет сохранятся.

Сколько будет действовать старая система, власти пока затрудняются сказать. К тому же контролеры следят, все ли пассажиры добросовестно пробивают карту, и подсказывают тем, кто еще не умеет пользоваться валидатором. 

"Это новая система, переход на нее немного сложнее, поэтому жители могут оплачивать проезд как с помощью пластиковых карт, так и наличными. Людям нужно время, чтобы адаптироваться к новым правилам", - пояснил Бободжонов.

Удобно, если свет не отключают

© Sputnik Автобусы в городе Худжанд
Карты, автобус, 10 сомони: как меняется транспортная система Таджикистана - Sputnik Таджикистан
Автобусы в городе Худжанд

В целом худжандцы положительно оценивают нововведение.

В Худжанде вводят в эксплуатацию автобусы с электронной системой платежей - Sputnik Таджикистан
По новым правилам: на улицах Худжанда снова появились автобусы
"С одной стороны - легко и удобно. С другой - нужно следить за балансом и своевременно пополнять. В этом плане проще было выгрести из кармана мелочь и отдать при входе. А еще если автобус переполнен, можно было и бесплатно проехать, сейчас эти времена прошли", - считает Фарход.

"Тут много преимуществ. Пассажир обслуживается быстро. Нет недопонимания между пассажиром и водителем. Просто прикладываешь карту и выбираешь пункт назначения", - объясняет Малика.

"Переход на эту систему - требование времени. В других странах давно пользуются такой системой, теперь и мы тоже внедряем технологии", - считает Мурод.

Правда, есть и явный недостаток новой системы.

"На счету пусто - идешь пополнять к терминалу, а он не работает - электричество отключили. И банкомат не работает по той же причине. Приходится идти искать исправный, тратить время", - рассказывает Собир.

Автобусы vs маршрутки в Худжанде

© © SputnikМаршрутное такси в Худжанде
Карты, автобус, 10 сомони: как меняется транспортная система Таджикистана - Sputnik Таджикистан
Маршрутное такси в Худжанде

После распада Советского Союза движение общественного транспорта в Худжанде постепенно приостановилось - автобусы и троллейбусы выходили из строя. Пассажирскими перевозками занялись частные компании. Город пересел на маршрутки.

Двухэтажный автобус в Душанбе (проект) - Sputnik Таджикистан
Первый двухэтажный автобус прошел по улицам Душанбе: видео
По официальным данным, в настоящее время в Согдийской области действуют около 110 частных компаний, им принадлежит более 2 тысяч маршруток. Частники до сих пор создают большую конкуренцию автобусам. Последние менее популярны, а нехватка пассажиров отражается на зарплатах водителей и сотрудников автокомбината. На сегодняшний день по улицам Худжанда ездят 50 автобусов.

В 2018 году Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) выделил Управлению пассажирского транспорта Худжанда 10-летний заем на сумму 26 миллионов долларов (17,5 миллиона долларов - кредит, 8,5 миллиона долларов - грант). Деньги пошли на развитие общественного транспорта.

В автобусах Душанбе ввели оплату с помощью смартфона

Из России были импортированы 100 автобусов ЛиАЗ-4292 и ЛиАЗ-5292 для обновления парка. Задумка не реализовалась сразу, поскольку городским автобусам было сложно конкурировать с частными маршрутками.

Грант на установку электронного платежного оборудования в автобусах стоимостью 327 тысяч долларов выиграла Avesto Group. В ноябре 2020 года в Худжанде возобновилось автобусное движение с новой системой электронных платежей.

Лента новостей
0